Как показывает психологическая практика, профориентационная работа является важным звеном в воспитании подростков. Особенно важно проводить ее в 8-9-ых классах, но желательно начинать в более раннем возрасте.
Содержание профориентационной работы в школах разная, но с учетом психологических и возрастных особенностей учеников можно выделить следующие 4 основных этапа ее содержания:
1 Этап – профориентация в 1-4 классах. Здесь нужно обращать внимание формирование у детей ценностного отношения к труду, осознание его места в жизни человека и в обществе и самое главное – развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды: познавательную, трудовую и игровую.
2 Этап – профориентация в 5−7 классах. Способствовать развитию школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; положительное представления о собственных интересах и; приобретение первоначального опыта в различных сферах профессиональной практики: экономике, спорте, искусстве, медицине и т.д. Помогать в этом могут различные профессиональные пробы, проводящиеся школой. Здесь учащиеся соотносят свои возможности с требованиями, которые предъявляются к той или иной деятельности.
3 этап – профориентация в 8-9- классах. Здесь начинают проводиться факультативные занятия, что очень важно, ведь ученики начинают выбирать ту или иную сферу деятельности, которая им по душе и в которой они хотели бы добиться максимальных успехов. В 8−9 классах подростков надо учить соотносить свои интересы и склонности с требованиями, которые выдвигают профессии.
Заключительный 4 этап включает в себя обучение к самоподготовке и проводится в 10-11 классах.
Таким образом, профориентационная работа должна быть разработана еще на начальном этапе обучения ребенка и заканчиваться тем, что ученик способен самообразовываться и самоорганизовываться. Она должна быть составлена в соответствии с возрастными особенностями учеников. И в зависимости от возраста учащихся подбираются профориентационные игры, упражнения, беседы, экскурсии, которые призваны сформировать у школьников представление о мире профессий и о собственных профессиональных предпочтениях.
Библиографический список
- Субботин, Д.В. Развитие экономического мышления обучающихся на занятиях по технологии : выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) / Д.В. Субботин ; Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Факультет управления и социально-технических сервисов, Кафедра технологий сервиса и технологического образования. – Нижний Новгород : , 2016. – 86 с.
- Старцева, М.А. Курсовая работа по методике обучения технологии : практикум / М.А. Старцева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 81 с. : табл. – Библиогр.: с. 49.