Как и любой другой школьный предмет, «Технология» способствует комплексному воспитанию школьников, создает условия для их полноценного развития. Приобщение к культурным, нравственным, эстетическим, социальным, экологическим и профессиональным ценностям необходимо для самореализации в трудовой сфере и других сферах жизни.
Условно предмет «Технология» оказывает влияние на следующие виды воспитания: эстетическое, гражданское и экономическое.
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Она включает в себя эмоциональную и чувственную сфера индивида, формирование нравственности, может повышать познавательную активность и влияет даже на физическое развитие учащегося.
Эстетическое воспитание на уроках технологии в старших классах основано на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Изделия выбираются из желаний, способностей и психологической составляющей обучающегося, поскольку только в таком случае возникает интерес и желания работать и стараться. Объекты труда в свою очередь выбираются с расчетом максимальной познавательности, полезности и привлекательности, а также желательно, чтобы они давали представления о традиционных художественных видах обработки материала. Кроме того, здесь развиваются творческие способности учащегося, которые в последствии могут быть реализованы в проектной деятельности и сделаны в школьной мастерской.
Гражданское воспитание является результатом воспитательных усилий в школе. Важно воспитать у школьников твердые верные убеждения, поставить четкие нравственные критерии, которые им нужны в анализе современной обстановки. Школа подталкивает ученика на то, что необходимо постоянно самосовершенствоваться и преобразовывать окружающий мир. На предмете «Технология» ученик создает реальную вещь, становится более уверенным в своих возможностях.
Экономическое воспитание на уроках технологии предполагает анализ экономической обоснованности своего изделия, его окупаемость и сведения затрат к минимуму.
Таким образом, предмет «Технология» способствует эстетическому, экономическому и гражданскому воспитанию учащихся. Высшая цель общения человека с народным творчеством — это выработка потребности к самосовершенствованию и совершенствованию всего окружающего мира. Такому человеку нетерпимо видеть грубо сделанное изделие, особенно если это результат его собственного труда. Это характеризует его как гражданина, человека требовательного как к окружающим, так и к самому себе.
Библиографический список
- Крупская, Н.К. Обучение и воспитание в школе / Н.К. Крупская. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 649 с.
- Воспитание и социализация учащихся (5–9 классы) : учебно-методическое пособие / В.О. Гусакова, А.Г. Думчева, Н.А. Жукова и др. ; науч. ред. Е.Н. Шавринова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2015. – 176 с.