МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Слюзнева Ксения Валерьевна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Данная статья посвящена мотивационной составляющей проведения урока технологии. Проанализированы факторы, которые способствуют развитию у обучающихся мотивации. Рассмотрена авторская образовательная программа по предмету технология А.Т.Тищенко и сделан ее анализ.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. Методические основы организации проведения уроков технологии как средства развития мотивации к обучению // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/88202 (дата обращения: 19.04.2024).

Создание мотивации у учащихся – главная проблема обучения, поэтому рабочая программа по технологии претерпела изменения в том числе и в этом направление Заинтересованность учеников восприятия материала, зависит от таких факторов:

  • содержание учебного материала;
  • формирование и укрепление интереса к предмету за счет активной мыслительной деятельности в процессе изучения материала;
  • стиль общения преподавателя и учащихся.

Рассмотрим программу А.Т.Тищенко, Н. В. Синица по предмету «Технология» с точки зрения вопросов мотивации. Одним из интересных моментов данной программы является то, что ученикам предоставляется право выбора направления обучения в зависимости от их интересов и склонностей, с поправками на возможности ОУ. Основными целями являются: развитие у обучающихся пространственного воображения, познавательных интересов, технического мышления, творческих, коммуникативных, интеллектуальных и организаторских способностей; формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности; воспитание целеустремлённости, предприимчивости и ответственности за результаты собственной деятельности; С учетом требования в ФГОСа изучение предметной области должно обеспечить: активное использование знаний, полученных при изучение других предметов, и сформированных универсальных учебных действий; развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач. В результате изучения технологии обучающийся, в независимости от изучаемого направления, имеет возможность ознакомится: проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; конструировать, моделировать и изготавливать изделия; распределять работу при коллективной деятельности.  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
  • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности.

На развитие мотивации влияют личностные результаты освоения предмета:

  • самооценка умственных и физических способностей в различных сферах;
  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
  • выражение желания учится для удовлетворения перспективных потребностей;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовностей и способностей, обучающихся в саморазвитие и самообразования.

На уроках технологии более продуктивно можно развить мотивацию учащихся к обучению,  по сравнению с остальными предметами. Во-первых, как ни на каком другом активно используется работа в группах, а она создает более хорошую мотивацию, чем работа поодиночке. Коллективная работа привлекает к деятельности даже немотивированных или слабо мотивированных обучающихся. Во-вторых, при изучении данного предмета развита проектно-исследовательская деятельность. Она позволяет школьникам проявить себя. В-третьих, в ходе урока предусмотрены разнообразные  виды деятельности, что позволяет поддерживать интерес учащихся. Кроме того, применяются новые технологии и материалы. И, конечно, используются задания с интересным содержанием и занимательными вопросами.

Организация учебного процесса, изучение нового раздела или темы состоит из трёх этапов:

  • мотивационный;
  • операционально-познавательный;
  • оценочный.

На первом этапе объясняется, для чего школьникам необходимо знать данный раздел и рассказывается основная учебная задача. Этот этап можно разбить на три действия:

  • введение в содержание предстоящей темы посредством создания учебно-проблемной ситуации;
  • формулировка задачи урока как результата решения проблемной ситуации;
  • рассмотрение вопросов самооценки и самоконтроля возможностей по изучению данной темы.

На следующем этапе необходимо добиться действий от учащегося ля поддержания мотивации. Этому способствует создание различных ситуаций: игровых, эмоциональных, интеллектуальных.

Последний этап не менее важен по сравнению с остальными с точки зрения мотивации. На данном этапе анализируется результат проделанной работы, сравнивается достигнутое с поставленной задачей, оценивается работа. Подведение итогов необходимо, так как ученики видят результат, могут получить удовлетворение от проделанной работы, самого процесса и познавания нового.


Библиографический список
  1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М.: Аргументы и факты, 1993.
  3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – С. 20-23.
  4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров, 2001.
  6. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. – 1994. – N 1.
  7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – С: 119-125.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация