Основными функциями, реализуемыми в процессе управления закупками, являются:
- планирование потребности в товарных ресурсах – определение вида, объема и срока закупки, времени их оплаты, а также планирование условий поставок: цен, платежей, скидок, доставки и частоты закупок;
- выбор определённой стратегии и необходимого метода закупок;
- исследование различных аспектов рынка для того, чтобы определить потенциальных поставщиков, а также выявить затраты на приобретение и доставку необходимых товаров;
- оценка потенциальных поставщиков, разработка коммуникационной политики и выбор оптимального поставщика;
- подготовка договоров на закупку у определённых поставщиков, выбор каналов товародвижения;
- формирование бюджета и финансового плана закупок, а также осуществление контроля над их реализацией;
- осуществление закупок – оплата, погрузка и доставка материальных ресурсов от поставщика на склад организации с максимальным использованием грузоподъемности транспортных средств и минимальными затратами;
- управление технологическими операциями (приемка, тарирование, складирование, хранение, транспортировка);
- контроль над товарными запасами и своевременное их пополнение;
- контроль над поставками и оценка выполнения условий различных договоров по количеству, цене и качеству товаров, срокам и условиям поставок.
В данном контексте понятие «функция» используется в качестве «обязательности, некоторого круга деятельности, можно сказать, подлежащей для исполнения работы». Кроме этого, управление коммерческой деятельностью, то есть управление закупками и продажами, осуществляется при помощи функций управления.
Также следует выделить функции, осуществляющиеся в торговой организации определённой группой работников:
- планирование потребности организации в различных материальных ресурсах, которые необходимы для процесса производства (сюда входит также подсчитывание всех остатков ТМЦ на складе, определение необходимого количества материальных ресурсов и составление заявок и спецификации на эти материалы);
- распределение имеющихся материальных ресурсов конкретным потребителям (снижение цен на часть остатков материала на складе с целью их последующей распродажи до получения очередного заказа);
- заключение договоров с поставщиками на поставку продукции (осуществление выбора из большого количества предприятий определённого поставщика сырья, а также материалов по основным критериям отбора. В случае, если по всем параметрам поставщик устраивает, с ним подписывают договор на поставку товара);
- организация приемки материальных ресурсов на снабженческие склады по количеству и качеству (при поступлении и разгрузке товара работники закупок должны проверить весь товар по количеству и качеству с отражением в карточках складского учета. В случае, если фактическое количество товара не совпадает с количеством товара по накладной, составляется акт несоответствия, который направляется в адрес предприятия-поставщика вместе с претензией);
- осуществление хранения и отпуска материальных ресурсов потребителям (отпускать потребителям товар со склада можно только лишь по фактурам с визами руководителя и бухгалтера или начальника отдела, а также при наличии доверенности на лицо, которое получает товар для организации;
- осуществление контроля за нормированием и рациональным использованием потребителями различных материальных ресурсов (контроль над приходом и расходом материальных ресурсов, которые отражаются в приходно-расходной учетной книге);
- управление запасами материальных ресурсов, которые обеспечивают бесперебойное снабжение средствами производства потребителей (контроль над необходимым наличием на складе определённых запасов материальных ресурсов);
- изучение спроса потребителей на материально-технические ресурсы (проведение социального опроса при покупке);
- произведение расчетов с поставщиками и потребителями за получаемую и реализуемую продукцию;
- осуществление проведения инвентаризации ТМЦ – товарно-материальных ценностей (1 раз в неделю проводится инвентаризация склада, обязательно с комиссией в составе 3-х человек, а именно с бухгалтером, начальником отдела, менеджером, 2 раза в год);
- учёт наличия, состояние и движения товаров и представления необходимых сведений в бухгалтерию организации (каждый понедельник кладовщики должны сдавать в бухгалтерию организации отчет о состоянии товаров и их движении на складе);
- соблюдение трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены, требований противопожарной безопасности и гражданской обороны (1 раз в месяц проводится инструктаж по технике безопасности).
Именно эти функции выполняют работники закупок организации. Но не все эти функции удается выполнить вовремя и правильными путями вследствие небольшого штата сотрудников, которые занимаются процессом управления закупками, достаточно больших затрат на материальные ресурсы и складские запасы, высоких закупочных цен, неудовлетворительной системы мотивации сотрудников, отсутствия полной и своевременной информации, средств и способов ее обработки, оптимальных управленческих решений, низкого уровня развития оптового товарооборота.
Библиографический список
- «Корпоративная логистика» под общ.и научн. редакцией проф. В.И. Сергеева. – М.: Инфра-М, 2006, С.67
- Линдерс Майкл Р., Фирон Харольд Е. Управление снабжением и запасами. Логистика/Пер. с англ. СПб.: Полигон, 1999, C.23
- Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 408 с.
- Бланк, И. А. Управление торговым предприятием / И.А.Бланк. – М.: ЭКМОС, 2012. – 416с.
Количество просмотров публикации: Please wait