РОЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Сундеева Марина Олеговна1, Татаренко Мария Андреевна2, Татаренко Дарья Андреевна3
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка магистратуры 2 курса
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка магистратуры 2 курса
3Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 4 курса

Аннотация
В статье исследуется проблематика использования профориентационного направления в учебных заведениях, осуществляющих реализацию педагогического процесса со студентами и абитуриентами. Указана актуальность существования профориентационных направлений в учебных заведениях выраженная в форме воздействия данного направления на дальнейший выбор профессии будущих студентов, а также содействующая трудоустройству состоявшихся студентов. Определены основные формы профориентации. Выявлены проблемы профессиональной ориентации школьников и студентов. Представлены основные мероприятия, реализующиеся на базе высших учебных заведений, как для привлечения абитуриентов, так и для реализации трудового потенциала студентов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сундеева М.О., Татаренко М.А., Татаренко Д.А. Роль профориентации в подготовке конкурентноспособного специалиста // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/88178 (дата обращения: 15.10.2024).

Подготовка молодежи к сознательному выбору профессии способствует обеспечению повышения производительности труда, избегания текучести кадров, а также пополнения достойной сменой кадрового потенциала страны.

Проблема профессиональной ориентации молодёжи не является новым аспектом  в отечественной науке и практике.

Профориентация направлена на формирование у личности признания в профессиональной сфере, обнаружение способности и т. д. для той или иной сферы деятельности – понимается совокупность экономических, социальных, медицинских, психологических действий. [1, С.64]

Профессиональная ориентация представляет собой систему целенаправленных мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в развитии способностей, профессиональных интересов, а также формирование готовности к выполнению трудовых функций [7].

За последние несколько лет профессиональная ориентация молодёжи утратила своё значение, результатом чего выступает ситуация неопределенности абитуриентов в вопросах выбора профессиональной карьеры, оценке собственных возможностей и, в результате, неосознанный выбор будущей профессии [2].

Весьма актуальным остается вопрос оказания помощи выпускникам школ в выборе профессии в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями, а также на основе потребностей общества в квалифицированных специалистах [8].

В педагогической науке значительную разработку получили проблемы профессиональной ориентации школьников в исследованиях Е.А. Климова, Ш.Э. Гизатулина, В.Д. Шадрикова, В.Д. Сахарова, С.Н. Чистяковой, И.Т. Чариева, Х.Ф. Рашидова, К.А. Дуйсен. Согласно исследованиям, человек в силусвоих склонностей и способностей может иметь предпосылки одновременно к нескольким профессиям. Немаловажным фактором, в данном случае, выступает профессиональная позиция родителей, а именно их положение, наличие семейных династий или твердого желания родителей выбора ребенком той или иной профессии. [4]

Профессиональная ориентация имеет своей целью оказание помощи молодым людям, школьникам, абитуриентам и студентам, а также людям, которые ищут работу, в выборе учебного заведения и специальности. Основными формами профориентации выступают профессиональное просвещение, воспитание осознанной потребности в труде и профессиональное консультирование [6].

Приоритетными целями профориентации  в вузе являются:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
  • формирование готовности к профессиональной деятельности в современных условиях[5, с. 109];
  • разностороннее развитие личности будущего специалиста, в условиях конкурентной борьбы на рынке труда;
  • формирование способности учащихся к саморазвитию профессиональных качеств, способности находить и реализовывать нестандартные решения проблем;
  • формирование навыков самостоятельного принятия решений, обладать и предприимчивостью [5, с. 107].

Проведение определённого перечня мероприятий на довузовском этапе профориентации поможет обеспечить сбалансированность рынка труда и образования, что окажет весомое воздействие на оздоровление экономики страны. Обучаясь в вузе, от курсу к курсу отношение к выбранной специальности ухудшается, что свидетельствует о существовании ряда недостатков и на вузовском этапе профориентации. Усовершенствование системы профориентации поможет  выработать положительное отношение к обучению у студентов, высокую профессиональную мотивацию, что, в свою очередь,  обеспечит подготовку конкурентоспособных специалистов, которые смогут уверенно внедриться в рынок труда [1].

Научное и практическое решение вопросов профессиональной ориентации молодёжи выступает в качестве ответа на социальный заказ органов государственной власти, связанного с правильным подбором кадров, их подготовки и, в дальнейшем, закрепление в выбранной профессии, опираясь на сложившуюся ситуацию  в мире [3].

С целью привлечения учащихся, ещё не определившихся с выбором учебного заведения и будущей профессии, во многих высших ученых заведениях проводятся следующие мероприятия: «День открытых дверей», «каникулярные школы», вебинары, мастер-классы, олимпиады, конкурсы различного уровня и характера. [4,с. 73]

В процессе реализации мероприятий абитуриентам предоставляется возможность окунуться в атмосферу вуза, познакомиться с работой вуза, основными направлениями и специальностями, прослушать лекции ведущих преподавателей, а также почувствовать себя настоящими студентами.

В рамках «каникулярных школ» абитуриенты могут принять участие в мастер-классах, организующихся лучшими педагогами вузоа, и почувствовать себя в роли будущего специалиста в той или иной сфере деятельности.

Для студентов профориентационное  направление реализуется с помощью мероприятий, основной целью которых является выбор дальнейшего места работы будущим специалистам. [1, с. 65]

Среди многообразия мероприятий, проводимых для студентов, можно выделить «День тренингов», «День карьеры», мастер-классы разной направленности, конкурсы различного уровня, вебинары.

По окончании ВУЗов перед молодыми людьми встаёт вопрос о дальнейшем трудоустройстве, о занятости молодёжи во время экономического кризиса.

Проблема карьерной перспективы выпускников ВУЗов существовала всегда, но развитие экономической ситуации в Европе в последние 10 лет заставили рассматривать ее более детально. Непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей – всё это в результате приводит к тому, что молодой специалист обращается в службу занятости или же вынужден сам искать работу, чаще всего устраивается на работу не по специальности и заново переучивается [4, с.75].

В России же единый мониторинг карьеры выпускников не проводится. Анализ карьеры выпускников образовательных организаций высшего образования не системный, имеет разные цели и функции и не может полностью дать подробную картину, касающуюся трудоустройства выпускников вузов. Имеется трудность и в анализе оценивания влияния учебного заведения на последующую карьеру выпускника. Из-за отсутствия полноценной системы трудоустройства выпускников возникают затруднения с  выявлением эффективности высшего образования, в том числе востребованности профессий на рынке труда, что является весьма значимым фактором трудоустройства [1, С. 64].

Таким образом, профориентация оказывает влияние на выбор представителя молодёжи  профессии в соответствии с индивидуальными склонностями и возможностями, помогает объективно оценивать свои способности, а также четко видеть свое предназначение в жизни. Система профориентации способна в полной мере содействовать эффективному использованию человеческого капитала, избегая проблемы рассогласованности рынка образовательных услуг и рынка труда.


Библиографический список
  1. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Караваева Е.В., Муравьева А.А. Россия в Европейском пространстве высшего образования. – М.: Издательство Московского университета, 2015.
  2. Гаврилов М. М. Профориентация сегодня [электронный ресурс] http://www.artmile.ru/stat3.htm; дата обращения: 24.11.2016
  3. Грейс Н. Профориентация и самоопределение [электронный ресурс] http://proforientation.ru; дата обращения: 24.11.2016
  4. Колдина М.И., Лапшова А.В., Коммуникативная компетентность педагога (учебно-методическое пособие) – Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2016.
  5. Колдина М.И., Структурно-содержательная характеристика научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения // Инициативы XXI века, 2015. № 4.
  6. Малин С.В. Анализ деятельности центров содействия трудоустройству выпускников вуза. – М.: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, №32, 2013.
  7. Профориентация в России [электронный ресурс] http://lomonpansion.com/articles_2_3492.html; дата обращения: 24.11.2016
  8. Сундеева М.О., Татаренко М. А., Хижная А.В., Возможности развития профориентационной деятельности в мининском университете //Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции, 2015.


Все статьи автора «Татаренко Дарья Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: