Во все времена воспитание являлось важнейшей функцией общества. Воспитание подразумевает под собой целенаправленное воздействие на человека с целью развития у него определенных положительных качеств, необходимых для его дальнейшей жизнедеятельности. Социальная среда выступает как основной фактор, который ускоряет или наоборот замедляет процесс самореализации личности.
Общественное социальное воспитание – педагогически направленная система общественной деятельности, которая необходима подрастающему поколению в момент его вступления в социальную жизнь. Включает в себя средства и возможности, которыми располагает социум, в целях формирования личности отвечающим требованиям общества. Целью социального воспитания является развитие личностных качеств, развитие собственных возможностей, самореализация.[1]
«Социальное формирование» довольно широкое понятие, включающее в себя все воздействия на ребенка: целенаправленное, стихийное, положительное, негативное.
Социализация – процесс усвоения человеком социального опыта. Социализация обусловливается разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими и психологическими факторами.
Главенствующее место в социальном воспитании отводится семье, так как именно в семье человек проходит первичную социализацию. Семья оказывает значительное влияние на развитие личности. Благоприятные отношения в семье определяют гуманистическое направление развития личности. Семья не является помощником общества в формировании личности, наоборот общество должно помогать семье в воспитании. При этом одной из главных задач педагогики будет являться не попытки подмены влияния семьи на влияние других общественных институтов, а на то чтобы данные общественные институты способствовали укреплению семьи, налаживали благоприятный микроклимат в этом микросоциуме.[2]
Потому деятельность субъектов социального воспитания должна предусматривать три взаимосвязанных направления:
- Передача социального опыта подрастающему поколению и создание благоприятных условий для самореализации ребенка как личности. Активизация всех имеющихся у общества средств для культурного, физического, эмоционального развития ребенка в обществе;
- Создание благоприятной воспитывающей среды в семье ребенка;
- Создание комплекса мер по борьбе с асоциальными отклонениями в развитии личности, обеспечение социальной помощи с целью преодоления социальной отстраненности.
Каждый период социального развития подразумевает характерные специфические возрастные особенности, которые проявляются изменении поведения ребенка, а так же разнообразной деятельности под влиянием того или иного института социализации.[1]
Система социального воспитания предполагает непрерывную, педагогически целесообразную организацию воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуации развития личности и ее психологической позиции на всех возрастных этапах, в разных сферах микросреды, где развивается личность, с участием всех субъектов воспитания от ребенка до родителей, педагогов, различных профессионально-воспитательных учреждений, социальных педагогов, представителей общественности.
Библиографический список
- Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения) / Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова и др. – М., 2014. стр.15;
- Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2006, стр. 150.