Инклюзивное (совместное) обучение – это такое обучение, при котором люди с ограниченными возможностями обучаются по месту жительства совместно со своими сверстниками, которые не имеют инвалидности, в одних и тех же образовательных учреждениях, при этом учитываются их особые потребности для комфортного обучения.
В наше время инклюзивное обучение становится все более популярным, и многие учебные заведения практикуют данную методику. Некоторое время назад люди с ограниченными возможностями здоровья не могли и представить себе, что смогут обучаться совместно со здоровыми людьми, и при этом будут чувствовать себя совершенно комфортно. К счастью мы живем во время технологического прогресса и научных открытий, что позволило создать все условия для такого обучения. [3, стр 2]
В частности специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья включают в себя:
- Обеспечение комфортного доступа в здание – сюда относятся расширенные проемы входных дверей, лестницы с удобными поручнями, встроенные пандусы;
- Доступное перемещение по периметру здания – информационные табло с тактильной информацией, специально оборудованные дорожки для перемещения людей с проблемой зрения, усовершенствованная система противопожарной сигнализации, которая в случае опасности имеет дублирующие световые устройства;
- Специально оборудованные санитарно гигиенические помещения – в частности это увеличение площади помещения для маломобильных людей, установка различных вспомогательных конструкций для повышения комфорта;
- Введение в обучение специально – адаптированные учебных программ – большое количество учебных заведений адаптируют свои образовательные программы с помощью дистанционных технологий и дополнительных технических средств;
- Введение в обучение специальных технических средств – сюда относится аппаратура усиливающая звукопередачу, мультимедийные средства и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
- Специально оборудованные аудитории – в учебных заведения существуют аудитории, которые реконструируются для людей с ограниченными возможностями. Сюда относят специальные парты, специализированные тренажеры, спортивное оборудование;
- Предоставление помощника – учебное заведение предоставляет человеку с ограниченными возможностями ассистента, который оказывает необходимую техническую помощь, а так же предоставление сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. [1, стр 87]
Ежегодно количество учебных заведений, которые предоставляют учебные места для людей с ограниченными возможностями здоровья только растет, что не может не радовать.
Можно выделить такие преимущества инклюзивного обучения как:
- Люди с ограниченными возможностями здоровья получают полноценное образование, на одном уровне с другими сверстниками, что помогает в будущем стать полноценным членом общества;
- Отсутствие чувства изолированности и отстраненности от всего мира;
- Развитие чувств толерантности и соперереживания у обычных людей. Они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.
К недостаткам такого обучения относят:
- Недостаточное финансирование;
- Слабая подготовка педагогических кадров;
- Недостаточное оснащение помещений для обучения.
В нашей стране учебные заведения, перешедшие на инклюзивную систему образования, сталкиваются с большим количеством проблем. В большинстве учебных заведениях переход на такую систему произошел скорее формально, но хочется надеяться что в ближайшем будущем будут созданы все условия для такого обучения.
Библиографический список
- Битов А.Л. “Особый ребенок исследования и опыт помощи” проблемы интеграции и социализации,– М.: Правда, 2014, стр 254;
- Шварц С. “Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей”. Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2013, стр 147;
- Инклюзивное образование, http://www.deti.rian.ru/grani