Бесспорным является тот факт, что семья является важнейшим фактором оказывающим влияние на развитие и становление личности ребенка. Это обусловлено тем, что в семье человек находится значительную часть своей жизни, именно семья закладывает фундамент для развития тех или иных качеств личности. Однако стоит отметить, что семейное воспитание может нести как положительный, так и отрицательный характер. Ничто не может дать ребенку столько любви и заботы, сколько семья, но вместе с тем самые глубокие психические травмы так же происходят из-за отношений в семье. В связи с тем, что семья вносит огромный воспитательный вклад в развитие ребенка возникает вопрос, как максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные моменты в воспитании ребенка. [2]
Успех гарантирован в том случае, если родители знают что нужно воспитывать у ребенка, а какие качества подавлять в раннем возрасте. Другими словами, нужно относится к воспитание ребенка с полной серьезностью, как к профессиональной деятельности, а не любительскому занятию. Известный отечественный педагог А. С. Макаренко под целью воспитания понимал «…программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера, — писал А. С. Макаренко, — я вкладываю все содержание личности, т.е и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания – решительно всю картину человеческой личности». [1]
Семейное воспитание – это целенаправленное воспитательное воздействие, с целью развития у ребенка определенных качеств, необходимых для его дальнейшей жизнедеятельности.
Выделяют несколько стилей семейного воспитания предложенных Д. Баумриндом более чем 35 лет назад:
- Авторитарный стиль воспитания – это такой стиль воспитания, при котором все решения принимают родители, ребенок лишь подчиненный, который следует указаниям. При таком стиле воспитания между ребенком и родителями отсутствует душевная близость и взаимопонимание. При использовании данного стиля у ребенка развивается чувство страха перед наказанием, такие дети часто замкнуты и необщительны.
- Демократический стиль воспитания – это такой стиль воспитания, при котором родители развивают у ребенка чувство ответственности и самостоятельности. Дети в таких семьях прислушиваются к мнению родителей, так же ребенка допускают к решению каких либо семейных вопросов, учитывают его мнение. Однако родители не упускают соблюдение дисциплины и проявляют твердость в некоторых вопросах.
- Либеральный стиль воспитания – данный стиль подразумевает почти полное отсутствие дисциплины и ограничений, ребенку многое дозволено, родители не уделяют должного внимания к воспитанию. Такие дети вырастают эгоистичными, часто вступаю в конфликты с другими людьми, отсутствует механизм для самостоятельного принятия решений.
- Хаотичный стиль воспитания – при данном стиле воспитания у родителей нет единой модели поведения, все их действия непредсказуемы. При таком стиле воспитания у ребенка отсутствует чувство стабильности, повышается тревожность, плохо развивается чувство самостоятельности, в сложных ситуациях дети способны на агрессивное поведение.
- Опекающий стиль воспитания – при таком стиле воспитания родители уделяют ребенку чрезмерно много внимания, у родителей повышается уровень беспокойства за ребенка, родители принимают за него решения с целью оградить от проблем. При таком воспитании у ребенка завышается самооценка, он беспомощен в самостоятельной жизни.
Рассмотрев стили воспитания можно сделать вывод, что для полноценного и самодостаточного развития личности больше всего подходит демократический стиль воспитания. Однако на воспитание личности ребенка зависит не только от выбора стиля воспитания, так же оказывает большое значение внутренние и внешние факторы. Но, тем не менее, семья является наиболее близким окружением ребенка, поэтому ее влияние является наиболее значительным.
Библиографический список
- Л. А. Головей, Е. Ф, Рыбалко. Практикум по возрастной психологии. Спб.: «Речь», 2016
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 2008