Одним из перспективных и востребованным способом получения образования в настоящее время является дистанционное обучение. Дистанционное обучение – это форма получения образования на расстоянии с помощью использования современных компьютерных технологий: сети Интернет, компьютерных телекоммуникаций, мультимедиа, обучающих систем и т. д.
Отличительной особенностью дистанционного обучения является возможность получения образования, пользуясь развитыми, информационными ресурсами, предоставленными современными информационными технологиями.
Первые опыты использования телекоммуникаций в практике определили место дистанционному обучению, остающееся таковым и поныне: это дополнительное, то есть не базовое образование. Обычные занятия как шли очно, так и идут до сих пор, несмотря на взрывное развитие телекоммуникационных и информационных технологий. Другое дело, высшие учебные заведения, особенно те из них, в которых студенты обучаются на платной основе, а таковых сегодня в Российской Федерации по некоторым данным 60%. Здесь дистанционное обучение – один из способов увеличения набора, а, значит, и финансирования. Именно поэтому с середины 90-х годов дистанционное обучение стало вводиться в системе высшего профессионального образования более интенсивно, чем в системе начального и среднего профессионального образования [1].
Дистанционное обучение складывается из таким же целей, что и очная форма обучения. Но форма подачи знаний, взаимодействие студента и преподавателя, отношения между самими студентами в такой форме обучения иные.
Характерными чертами дистанционного обучения являются:
1) модульность;
2) расстояние между преподавателем и студентами;
3) изменение роли преподавателя;
4) виртуальная кооперативность обучения;
5) самоконтроль преобладает над контролем со стороны преподавателя;
6) использование современных компьютерных технологий.
К основным сферам применения дистанционного обучения относятся:
1. Повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям.
2. Дополнительное образования по различным интересам.
3. Профессиональная переподготовка кадров.
До недавних пор дистанционное обучение, заочное обучение и др. практически не разделялись. Но на сегодняшний день дистанционное обучение выделилось в отдельную форму обучения.
Главным отличием дистанционного обучения от заочной формы обучения является то, что большая часть учебного материала осваивается не автономно, а в постоянном общении человека с педагогом (лекции, семинары, практические занятия в режиме online, консультации по сети Интернет и т. д.)
От очной формы дистанционное обучение отличается тем, что существенная часть материала изучается людьми не в аудиториях на занятиях, а с помощью современных информационных технологий, дома. Другими словами, обучение в дистанционной форме является самостоятельным и организованным.
Таким образом, дистанционное обучение является составляющей частью очного и заочного обучения, а также может выступать как самостоятельная форма обучения [2].
Библиографический список
- Пугачев А. С. Дистанционное обучение – способ получения образования // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 367-369. — URL https://moluch.ru/archive/43/5242/ (дата обращения: 08.12.2018).
- Шаров Василий Сергеевич Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo (дата обращения: 08.12.2018).