Одна из основных проблем современной педагогики высшего учебного заведения является отсутствие интереса у студентов учиться, получать знания. Другими словами, у студентов отсутствует мотивация. Мотивация – это внутреннее или внешнее побуждение к какому – либо действию.
Современный выпускник высшего учебного заведения должен владеть не только специальными знаниями, необходимыми для его профессиональной деятельности, но и знать, что он будет востребован на рынке труда, быть заинтересованным устроиться на работу по профессии. Поэтому студентам нужно прививать интерес к получению знаний, к самообразованию и саморазвитию. Чтобы достичь этого у студентов должна быть мотивация к обучению.
Учебная деятельность студентов характеризуется сочетанием различной мотивации и зависит от: выбора образовательным учреждением образовательной системой, на базе которого реализуется учебная деятельность; организации образовательного процесса; субъектных особенностей обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и др.); субъектных особенностей преподавателя и, прежде всего, системой его отношений к студенту и своей профессиональной деятельности; специфики учебного предмета, мотивации студентов и пр. Мотивация студентов является важным структурным компонентом учебной деятельности [1].
В современной педагогике исследуются два вида мотивации:
1. Внешняя мотивация. Этот вид мотивации характерен факторами, которые влияют на студента извне (вне человека). В данном случае речь идёт об удовлетворении потребностей четвёртого уровня потребностей пирамиды А. Маслоу – потребности самоактуализации. Внешние мотивы отталкиваются от преподавателей, родителей, группы, в которой учиться студент – в виде указаний, требований, советов, намеков и т. д.
2. Внутренняя мотивация. Данный вид мотивации возникает у человека под влиянием собственных потребностей и стремлений. Внутренняя мотивация связана, в первую очередь, с содержанием деятельности, а не с внешними обстоятельствами.
Мотивация обучения – это средство побуждение обручающегося к эффективной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Главным компонентом мотивации является побуждение – поведенческое проявление желания удовлетворять свои потребности. С этим термином переплетается понятие “мотивация к учебной деятельности” – деятельность, которая направлена на получение новых знаний.
Мотивов для обучения очень много. У каждого студента они могут быть свои. У кого-то главным мотивом является получение красного диплома, у кого-то – получение знаний в определенной области и т. д.
Мотивация студентов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения в ВУЗе. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. При этом мотивация студентов зависит от особенности личности и социальных ролей индивидуума [2].
Выделяют следующие основные виды мотивации к обучению:
1. Познавательные мотивы – приобретение новых знаний.
2. Прагматические мотивы – намерение иметь высокую заработную плату.
3. Социальные мотивы – стремление студента самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через обучение.
4. Эстетические мотивы – получение удовольствия от обучения.
5. Неосознанные мотивы – получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого – либо, например, родителей. Основано на полном отсутствии интереса к познавательному процессу.
Основной задачей ВУЗа является стимулирование интересов к обучению у студентов, так, чтобы главной целью было не получение только диплома, но и получение прочных и стабильных знаний. Мотивация является основным средством, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности к обучению, позволит повысить его творческий потенциал.
Библиографический список
- Клепцова Е. Ю., Рубцова Д. О. Проблемы мотивации студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 32. – С. 60–66. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56665.htm.
- Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник НовГУ. 2016. №5 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-k-obucheniyu-studentov-v-vuze-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 07.12.2018).