Анализируя деятельность современных предприятий следует констатировать тот факт что на многих из них отсутствует метрологическая служба. Руководители экономя средства и удешевляя стоимость продукции в борьбе за место на рынке, не имеют метролога вообще, либо ответственными за обеспечение единства измерений на предприятиях назначаются люди, не имеющие понятия о метрологическом обеспечении. Руководство многих предприятий считает, что метрологическая служба не нужна.
Руководство предприятия не всегда согласно с тем, что метрологическая служба это своего рода гарант качества выпускаемой предприятием продукции. Поэтому самым сложным моментом чаще всего становится доказательство руководству необходимость введения на производстве метрологической службы для обеспечения качества и увеличения конкурентоспособности продукции.
Помимо этого на плечи главного метролога возводится первостепенная задача, донести до своего руководителя, что измерения необходимы на всех этапах создания продукции. Совершенствование метрологического обеспечения предприятия в процессе производства продукции должно достигаться по средствам анализа и мониторинга измерительных потребностей и измерительных возможностей. Необходимо, чтобы руководство предприятия осознало, что успех на рынке производимой продукции в столь жестких условиях невозможен без метрологического обеспечения.
На предприятии метрологическая служба действует достаточно давно, механизм ее работы отточен, поэтому Сюкден является лидером по производству сахара в России (рис.1).
Рисунок 1 – Крупнейшие производители сахара в России,
доли на рынке в %.
Объектом метрологического обеспечения предприятия являются все стадии жизненного цикла продукции. Жизненный цикл продукции (ЖЦП) – это совокупность последовательных процессов создания и изготовления продукции [1].
Производство продукции процесс многостадийный. Все стадии объединены одной целью – обеспечение требуемого качества измерений и обеспечения соответствия продукции технологическим требованиям. На стадии разработки продукции изделий проводится выбор контролируемых параметров, осуществляется метрологическая экспертиза технологической документации, все это для достижения высокого качества продукции.
Следующая стадия – изготовления продукции, на ней осуществляется пооперационный контроль параметров сырья и продукции в соответствии с технологией изготовления [2].
Из этого следует, что в деятельности по метрологическому обеспечению производства продукции должны участвовать не только метрологи, но и другие специалисты, участвующие в процессе изготовления продукции.
С этой целью на предприятии:
1. Ежегодно издается;
- приказ о назначении ответственных за метрологическое состояние средств измерений в подразделениях, права, обязанности и ответственность которых регламентированы в «Положении об обеспечении метрологического состояния средств измерений»;
2. Разрабатываются графики поверки и калибровки системы измерений.
3. Заключаются договора на поверку системы измерений.
4. Разрабатывается календарный план работы отдела главного метролога по метрологическому обеспечению производства.
5. Проводится обучение контролеров ОТК и вновь принятых молодых рабочих по теме «Введение в метрологию», в ходе которого рассматриваются вопросы:
- метрология как наука;
- средства измерений;
- средства допускового контроля;
- методы измерений;
- погрешности измерений и средств измерений;
- качество измерений.
6. В обязательном порядке проводится метрологическая проработка технологических процессов, метрологи участвуют в отработке технологии и методов измерений.
7. Разрабатываются методики измерений. Все это направлено на решение основных задач метрологического обеспечения производства продукции на нашем предприятии. В числе этих задач:
- обеспечение единства измерений при разработке, производстве и испытаниях продукции;
- анализ и установление рациональной номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности при контроле показателей качества продукции и управления технологическими процессами, при контроле характеристик технологического оборудования;
- технико-экономическое обоснование выбора средств измерений, испытаний и контроля;
- организация и обеспечение метрологического обслуживания средств измерений и средств допускового контроля (учет, хранение, поверка, калибровка, юстировка, ремонт);
- разработка и внедрение в производственный процесс методик измерений, гарантирующих необходимую точность и качество измерений;
- контроль за состоянием и применением контрольно-испытательного оборудования, организация и обеспечение метрологического обслуживания испытательного оборудования: учет, аттестация в соответствии с установленными требованиями;
- организация и выполнение особо точных измерений;
- проведение анализа состояния измерений;
- проведение метрологической экспертизы технологической документации;
- обеспечение достоверного учета расхода материальных, сырьевых и энергетических ресурсов;
- участие в разработке и внедрении стандартов предприятия;
- внедрение на предприятии международных, национальных, отраслевых стандартов, нормативных документов Росстандарта и других нормативных документов, регламентирующих вопросы метрологического обеспечения;
- информационное обеспечение специалистов предприятия по вопросам метрологического обеспечения [3].
Одним из основных элементов системы метрологического обеспечения производства является метрологическое обеспечение измерений, так как информация, полученная в результате измерений, является основанием для выработки решений. Только достоверность, соответствующая точность измерений и своевременность обеспечивают правильность принимаемых решений. Основанием для принятия решения на производстве также является информация, полученная при контроле и испытаниях. Измерительная информация служит основой для принятия решений о качестве продукции, при сертификационных испытаниях продукции, при отработке технологий, а также при сертификации систем менеджмента качества. На основе измерений получают информацию о состоянии производственных процессов. Получение недостоверной измерительной информации приводит к неверным решениям, снижению качества продукции, возможным отказам оборудования.
Библиографический список
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Второе европейское издание / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2012.
- Электроные учебники. Режим доступа: http://www.StudySpace.ru свободный.
- http://metrob.ru/html/Stati/metrolob/Krasnova.html