Такие социальные институты, как образование и право, являются неотъемлемой частью друг друга. Их роль исключительно важна, поскольку юридическое и образовательное пространства пересекаются, и на их стыке образуются некоторые грани.
Следует выделить следующие грани пересечения образования и права:
1) право на образование;
2) образовательное право;
3) правовое образование.
Целесообразно разобрать понятийные и содержательные, смысловые стороны каждой из граней в отдельности.
Каждая из них даёт характеристику не только аспектам сочетаемости данных социальных институтов как понятий, но и определённые явления общественной реальности в целом и её социально-правовых элементов, в частности.
Во-первых, право на образование является понятием, выражающее гарантируемое обществом вместе с его институтами, первым было, государством, притязание, то есть требование, нацеленное к обществу и государству. Притязание подразумевает требование любого человека на его успешную социализацию соответственно своим общественно-обусловленным потребностям, желаниям и интересам. В этом плане право на образование возникает как часть всей построенной структуры прав и свобод человека, которое обладает вместе с тем признаками как естественного, так и конституционного права. То есть, это право является одним из субъективных прав человека в образовательной среде. К другим субъективным правам относят право на выбор формы обучения, на дополнительное образование, право пользования библиотечными ресурсами организации и другие.[1]
Во-вторых, образовательное правом именуется термин, которых в свою очередь объединяет несколько понятий:
1) образовательное право как комплексная отрасль права, имеющая своим предметом урегулирования отношения в сфере образования. В юридической науке проблема дифференциация данного социального института как комплексно-правовой отрасли к настоящему времени относится к группе дискуссионных тем.
2) образовательное право отражает систему законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов. К их числу относят акты различных уровней, регулирующие образовательные отношения:
А) На федеральном уровне особое место занимают Конституция РФ и ФЗ «Об образовании»;
Б) на региональном уровне фигурируют уставы области или края, акты правительственного органа субъектов РФ;
В) на уровне органов местного самоуправления имеют значения акты, утверждаемые на сельских сходах или главой администрации муниципального образования. Данные акты не отменяются органами федерального уровня, они могут быть только лишь обжалованы в соответствии с судебным порядком;
Г) на локальном уровне разрабатываются акты образовательной организацией самостоятельно. К ним относят, правила поведения воспитанников, правила внутреннего трудового распорядка, договора образовательного учреждения с родителями и другие.[2]
3) образовательное право представляет собой то или иное субъективное право какого-либо субъекта правоотношения в сфере образования, которое предоставляется и гарантируется законодательством в сфере образования.
В-третьих, правовое образование является понятием довольно широким. Оно содержит в себе следующие стороны социально-правовой реальности:
а) комплекс педагогических и организационных способов контроля качества правового обучения и воспитания отличных категорий населения;
б) целенаправленную педагогическую деятельность, ориентируемую и нацелемую на выработку у воспитанников системы знаний о праве, умений и навыков правомерного поведения, а также на образование и развитие правовой культуры, являющейся целью правового воспитания.[3]
Особое внимание для специального учебного курса из рассматриваемых понятий, которые характеризуют особенности взаимосвязи образования и права в роли социальных институтов, занимают право на образование и образовательное право.
Если рассматривать все три понятия в иерархической последовательности, то это будет выглядеть аналогичным образом.
Библиографический список
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция);
- Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. – М.: Юрайт, 2012. – 332 c.
- Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2011. – 752 с.