ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ В ПОЭМЕ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»

Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Шамина Екатерина Максимовна1, Домнина Анна Ивановна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
Авторы данной статьи рассматривают своеобразие поэмы Блока через призму образов-символов. Также проводится анализ заключительной сцены, которая несет большой смысл.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Торопова А.И., Шамина Е.М., Домнина А.И. Образы-символы в поэме А. Блока «Двенадцать» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/88033 (дата обращения: 18.04.2024).

Очень часто авторы произведений не стремятся преподнести смысл произведения «на ладони». Для метафоризации смысла чаще всего используются образы-символы. А. Блок в поэме «Двенадцать» как раз умело использует этот приём.

Символы в этом произведении являются основным средством изображения. Чёрный цвет говорит нам о жёсткости замыслов людей, которые готовы из-за своей ненависти на всё. Белый снег – символ новой жизни, очищения. Ветер – неведомая сила, сносящая всё на своём пути. «Мировой пожар» – это символ вселенской революции. Двенадцать – ключевое число поэмы, его можно назвать пограничным, т.к. это конец старого для или года. У А. Блока таким рубежом стало падение мира. «Нищий пёс голодный» символизирует в поэме «старый», уходящий мир. Образ Христа также символичен в поэме. Иисус Христос – вестник новых человеческих отношений, выразитель чистоты, святости и очистительного страдания. Образ времени создаётся антитезой. Ночь, белый снег приобретает в поэме символический смысл. Ветер, вьюга – символ перемен, исторической смуты, перемен, которые происходят через насилие.  В этой круговерти оказывается народ. Двенадцать апостолов (красногвардейцев) являются апостолами новой веры, идеологами революции. Образ времени также создается через реалии: безлюдье, красный флаг, плакаты. Через зрительный ряд Блок создаёт портрет времени [1].

В заключительных строках поэмы появляется образ Христа. Нельзя отрицать, что фигура Иисуса является гармоничным завершением всей поэмы. В его образе А. Блок запечатлел тот идеал всего сущего, который невозможно уничтожить. Он идёт перед двенадцатью апостолами, которые отказались от веры. В финале поэмы всё имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ двенадцати, и возникающие вновь образы буржуя и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имён, все реплики состоят из самых общих слов ил риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцать апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции [2].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что образы-символы составляют основу художественного своеобразия произведения, проходя через весь сюжет.


Библиографический список
  1. Кудинова Е.А. Исследование концептосферы поэмы А. Блока “Двенадцать” // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. №2 (42) -2006. С. 281-283
  2. Кудинова Е. А. Христианские концепты, репрезентируемые в поэме А. Блока “Двенадцать” // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. №2 (42) -2006. С. 11-15


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация