СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ КАК СРЕДСТВО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В РАМКАХ УИИ

Саидова Нигина Сулаймоновна
Российский государственный социальный университет
магистрант 1 курса социального университета

Аннотация
Социальная работа в пенитенциарной системе требует к себе максимального внимания, в том числе и в рамках УИИ, так как очень важен момент осознания осужденными того снисхождения со стороны государства, которое предоставлено им в качестве наказания, не предусматривающего изоляцию от общества. Применение комплекса мер к лицам, переступившим черту действующего законодательства важно не только для «возврата» данных лиц, но и для общества в целом.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Саидова Н.С. Социальная работа в пенитенциарной системе как средство предотвращения преступности в рамках УИИ // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/87985 (дата обращения: 18.04.2024).

Современное Российское государство характеризуется наличием достаточно высокого уровня преступности. По данным правоохранительных органов на 1 февраля 2017 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 626 282 чел.[6]. Для борьбы с преступностью необходим целый комплекс мер и средств по предотвращению и минимизации ее последствий как конкретного вида девиации. Значительную роль при этом играет социальная работа в качестве профессионального вида деятельности. Прежде чем начинать изучать специфику социальной работы в пенитенциарной системе, следует сказать о том, что представляет собой сама пенитенциарная система.

Пенитенциарная система – это государственный институт, находящийся во главе  исполнения уголовных наказаний, назначенных гражданам в соответствии с действующим законодательством[7]. Среди людей, получивших осуждение, и, являющихся объектами пенитенциарной социальной работы, могут быть абсолютно разные категории осужденных лиц.

Одной из наиболее интересных категорий являются осужденные без изоляции от общества, а именно, лица, мерой наказания которых выступает условное осуждение. Процесс социализации данной категории, с точки зрения социальной работы, идет легче по сравнению с лицами, изолированными от общества, не нарушаются столь активно социальные связи. Условно осужденные – это люди, отделенные достаточно тонкой гранью от реального лишения свободы, поэтому специалист в области социальной работы должен приложить максимум усилий для того, чтобы эта грань не была преодолена. Результативность и эффективность социальной работы в пенитенциарной системе, при взаимодействии с лицами, отбывающими наказание без изоляции от общества – осужденными условно, определяется уровнем рецидивной преступности, а также показателями положительной динамики (числа лиц, снятых с учета преждевременно).

Социальная работа в пенитенциарной системе может осуществляться по отношению к лицам, отбывающим наказание в виде: лишения свободы – в данном случае социальная работа заключается в поддержании и налаживании социально-полезных связей, в том числе и родственных; в работе по социальной адаптации, последующей реабилитации, ресоциализации; работе по проведению мер профилактической направленности, связанных с пресечением рецидивной преступности; также в виде пожизненного заключения – в этом случае роль социальной работы не менее значима, так как речь идет о влиянии на близлежащее окружение, которому в конечном результате предстоит вернуться в общество.

Ряд функций социальная работа осуществляет и по отношению к лицам, отбывающим наказания без изоляции от общества в виде: лишения права занимать определенные должности; исправительных работ; ограничения свободы; лишения права заниматься конкретной деятельностью; обязательных работ; отсрочки отбывания наказания; а также в виде такой меры наказания, как условное осуждение, на которой более подробно хотелось бы остановиться при изучении практической части социальной работы в данной системе.

Современная российская пенитенциарная система – это места предварительного заключения, исправительно-трудовые колонии, воспитательно-трудовые колонии, предназначенные для содержания несовершеннолетних, совершивших преступление в возрасте от 14 до 18 лет, исправительно-трудовые колонии (поселения), а также уголовно-исполнительные инспекции. В каждом из перечисленных учреждений социальная работа является особой неотъемлемой частью, которая просто необходима для «возврата» лиц, в той или иной мере, затронутых понятием пенитенциарной системы.

Одной из мер уголовно-правового характера и главной альтернативой лишению свободы является условное осуждение, преимущество которого заключается в том, что оступившийся человек имеет реальную возможность реабилитировать себя без изоляции от общества[2].

Одним из актуальных вопросов современности является предотвращение преступности, в том числе, и рецидивной направленности. В настоящее время наблюдается тенденция сокращения лишения свободы за счет введения иных мер наказания, на фоне чего широкое распространение получила такая мера наказания как условное осуждение. Мера, которая характеризуется основными принципами социальной работы: гуманностью, справедливостью, законностью. Это принципы, которые иначе можно назвать нравственно-гуманистическими и полностью несопоставимыми с карательно-репрессивными, существовавшими ранее. Смысл столь мягкой меры наказания заключается не в самом наказании, а в исправлении осужденных.

Уголовно-исполнительная инспекция – это пенитенциарное учреждение, работающее с лицами, осужденными без применения изоляции от общества, основополагающей функцией которого является контроль лиц данной категории. К сожалению, этого не достаточно для успешной реабилитации лиц, уже получивших осуждение. Институт социальной работы включен в пенитенциарную систему для того, чтобы решить такую социальную проблему как рецидивная преступность, разрешение которой заключается в социальной профилактике. В своей работе автору хотелось бы подчеркнуть значимость социальной работы в данной системе, переоценить которую сложно, поскольку она решает ряд серьезных проблем, имеющихся как до момента совершения преступления, так и после назначения наказания.

Предотвращение совершения преступлений, в том числе и рецидивной направленности является одним из актуальных вопросов современности. Для этого необходимо применять комплекс мер, направленных, в первую очередь, на исправление осужденных лиц.

Социальная профилактика – это система социальных мер, отвечающая поставленным целям, и, направленная на предотвращение социальных отклонений, путем устранения причин и условий их возникновения. Поскольку «результатом эффективно организованной социальной профилактики является формирование внутреннего контроля личности, основанного на нормах и ценностях, усвоенных клиентом в процессе совместной деятельности»[3], необходимо уделять большое внимание организации этой деятельности, и, лежащим в основе всего, кадровым ресурсам, занимающихся данным вопросом. Под кадровыми ресурсами, в данном случае, автор подразумевает социальных работников в пенитенциарной системе, от которых в свою очередь зависит конечный результат проведенных мер профилактической направленности.

Исследование социальной работы в пенитенциарной системе позволило сформулировать ряд выводов:

- необходимо отметить значимость и необходимость социальной работы в пенитенциарной системе, так как именно она занимается решением такого вопроса, как минимизация преступности и пресечение поведения рецидивной направленности;

- к основополагающим факторам, провоцирующим развитие преступности, следует отнести: проблемы семьи (делинквентность самих родителей, наличие форм жестокого обращения, малообеспеченность и т.д.); сложное экономическое положение в стране; и пропаганда СМИ развязного образа жизни, сказывающейся на формировании личности;

- можно отметить недостаточность развития нормативно-правовой базы, которая прямо, а не косвенно освещала бы вопросы организации социальной работы в пенитенциарной системе, несмотря на то, что наблюдаются несоответствия между теоретической необходимостью социальной работы в данной системе, подкрепленной нормативно-правовой базой, и отсутствием ее на практике;

- в современном обществе социальные факторы играют весьма значительную роль от момента рождения и до становления зрелой личности;

-  на каждом из этапов развития необходимо уделять большое внимание даже, на первый взгляд, самым несущественным мелочам;

- любой фактор может стать основой развития преступности, если вовремя не обратить внимания и не предпринять превентивных мер, направленных на пресечение возможных делинквентных форм поведения;

- для того чтобы добиться одной из главных целей социальной работы – активизации сил клиентов для преодоления сложной ситуации, а также повышения уровня самостоятельности лиц, отнесенных к категории осужденных (в данном случае, лиц, неизолированных от общества), необходимо обладать не только профессиональными знаниями, и знаниями в области нормативно-правовой базы. Необходимо иметь навыки анализа особенности жизненной ситуации, обусловленной нуждаемостью, применяя принципы адресности и индивидуального подхода, а также уметь осуществлять межведомственное взаимодействии, и только при соблюдении всего вышеперечисленного можно говорить об эффективно организованной социальной работе;

- реализация социальной работы в данной системе, включающая технологии, функции, методы и методики социальной работы в пенитенциарной системе находится на среднем уровне; наличие показателей положительного результата мер профилактической направленности не дают оснований отнести организацию социальной работы в пенитенциарной системе на низкий уровень, но и о высоком уровне говорить пока рано, так как следует задуматься о внедрении инноваций в систему работы данных учреждений;

- каждая технология своеобразна и особенна по-своему, но для получения максимально эффективного результата необходимо применение целого комплекса технологий, направленных на достижение целей, которые исходят из конкретных ситуаций и случаев, встречаемых на практике, исходя из этого, очень важно выявить, на фоне всей ситуации, основополагающую проблему и осуществлять дальнейшее взаимодействие на основе индивидуального подхода, как по отношению к клиенту пенитенциарной социальной работы, так и его жизненной ситуации;

- в зависимости от возрастной категории осужденных лиц и вида назначенного наказания применяются свои методы и методики работы, при взаимодействии с лицами, осужденными условно. Основными видами взаимодействия являются лишь два вида бесед: разъяснительная и профилактическая; профилактические беседы имеют социально-психологическую доминанту и направлены на выявление особенностей личности и исправление осужденного;

- если речь идет о несовершеннолетних осужденных, мерой наказания которых является условное осуждение, то в таком случае, в совокупности с проведением бесед, проводится вовлечение подростков в культурно-массовые мероприятия;

- основным фактором исправления осужденных остается труд, который организуется за счет взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и межведомственных организаций.

Поскольку одним из эффективных способов борьбы с совершением преступлений является профилактика, предлагается установить тесное взаимодействие с таким видом социального учреждения, как социально-реабилитационный центр, направленный на помощь и поддержку несовершеннолетних детей и подростков, родители которых имеют ограниченный воспитательный ресурс. Данное взаимодействие устанавливало бы у детей четкие границы дозволенного, что, в свою очередь, способствовало бы побуждению не дать сформировать в себе поведение, не соответствующее установленным нормам. Контакт не с тюрьмой, а таким учреждением пенитенциарной системы, как уголовно-исполнительная инспекция, не нанесет психологической травмы детям, и в свою очередь, может предупредить целый ряд социальных проблем.


Библиографический список
  1. Ананьева Е.О. Организационно-правовые проблемы совершенствования условного осуждения к лишению свободы : автореф. дис.  канд. юрид. наук: 12.00.11. – Рязань, 2003. – С. 196.;
  2. Асадов В.В. Организация и правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере контроля за условно осужденными :автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.11. – Псков, 2012.
  3. Басов Н.Ф.Социальная работа: Учебное пособие для бакалавров / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. С.83.
  4. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и др. отклонений / Я.И. Гилинский. – СПб., 2004.
  5. Долженкова Г.Д. Пути совершенствования социальной работы с осужденными в учреждениях ФСИН России: Монография / Г.Д. Долженкова. – М., 2013;
  6. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // http://фсин.рф URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 19.01.2017).
  7. Пенитенциарная система // ru.wikipedia.org URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пенитенциарная_система (дата обращения: 20.01.2017).
  8. Положение о ФСИН России // фсин.рф URL: http://фсин.рф/fsin/status/ (дата обращения: 18.10.2017).
  9. Полосухина О.В. Условное осуждение к лишению свободы в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. – Рязань, 2013. – 239 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Саидова Нигина Сулаймоновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация