КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Архангельская Екатерина Евгеньевна
Московский педагогический государственный университет

Аннотация
В статье раскрывается специфика коммуникативных особенностей младших школьников в зависимости от погруженности их в интернет-пространство. В частности, рассматриваются характеристики их межличностного взаимодействия, а также способности понять собеседника и его позицию, наличие навыков сотрудничества и координации совместных действий.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Архангельская Е.Е. Коммуникативные особенности младших школьников цифрового поколения // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/87948 (дата обращения: 02.12.2024).

Дети XXI века отличаются от своих предшественников тем, что оно родилось и растет в информационном цифровом пространстве. Они свободно владеют Интернетом, мобильными устройствами, много времени проводят в социальных сетях. Уже появилось устойчивое определение для нового поколения «цифровой человек» [6]. Современные дети не ограничиваются домашним компьютером, а пользуются мобильными гаджетами повсеместно. Для характеристики сегодняшней социальной ситуации введено понятие «вовлечённость в интернет-пространство», понимаемое как активность, направленная на взаимодействие с объектами виртуальной среды, реализуемая как общение и деятельность с различной степенью интенсивности [3]. Таким образом, современные дети более зависимы от цифровых технологий, чем предыдущее поколении, выросшее на СМИ и телевидении.

С целью изучения специфики коммуникативных особенностей в 2018 году было проведено исследование на выборке младших школьников. Диагностика коммуникативных особенностей осуществлялась с помощью следующих методик:

  1. взаимодействие: Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман); «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже; Флейвелл, 1967);
  2. кооперация: («Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Совместная сортировка»
    (Бурменская, 2007);
  3. интериоризация: «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992); «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007);
  4. отношение к другим людям – «Анкетирование учащихся» (по Н.Ю. Яшиной).

В первую группу (ЭГ – экспериментальная группа) вошли дети проводящие, по словам родителей, неограниченное время за цифровыми устройствами (ЭГ – 26 человек). Во вторую группу (КГ – контрольная группа) вошли учащиеся, проводящие мало (ограничиваются родителями) времени с цифровыми устройствами (КГ – 25 человек).

Первая серия исследования была посвящена изучению межличностного взаимодействия младших школьников, их способности понять собеседника, его позицию.


Рис.1. Сравнение результатов учета позиции собеседника в ходе выполнения задания «Ваза с яблоками»

Полученные в ходе выполнения задания «Ваза с яблоками» данные, показывают, что дети, ограниченно общающиеся с цифровыми устройствами, лучше понимают позицию собеседника. Так высокий уровень показали 28,00% (КГ), 7,69% (ЭГ).

Сравнивая результаты учета позиции собеседника в ходе выполнения задания «Кто прав?» выявлено также, что дети КГ показали более высокие результаты. Высокий уровень зафиксирован у 11,54% детей ЭГ и 24,00% детей КГ.


Рис.2. Сравнение результатов учета позиции собеседника в ходе выполнения задания «Кто прав?»

Выполнение задания «рукавички» показало, что лучше с заданием справили дети КГ. Они больше сотрудничали, договаривались, их рисунки получились более согласованными. Высокий уровень сотрудничества показали 15,38% детей ЭГ и 36,00% детей КГ.


Рис.3. Сравнение результатов сотрудничества с собеседником
в ходе выполнения задания «Рукавички»

Сравнение результатов задания «Совместная сортировка» показал, что дети ЭГ (высокий уровень – 19,23%) (постоянно использующие гаджеты), справились немного лучше сверстников из КГ (16,00%), что можно объяснить это «клиповым мышлением» детей, представляющих информацию в виде целостной картинки [3].


Рис.4. Сравнение результатов сотрудничества с собеседником в ходе выполнения задания «Совместная сортировка»

Результаты проведения задания «Узор под диктовку», позволил выявить основные сложности, с которыми столкнулись дети. Наибольшее затруднение вызвала необходимость объяснить собеседнику, что ему предстоит делать. Легче детям обоих групп давались вопросы к собеседнику. Скоординировать работу пары получалось лишь в том случае, когда один ребенок задавал вопрос, а другой ему отвечал


Рис.5. Сравнение результатов сотрудничества с собеседником в ходе выполнения задания «Узор под диктовку»

Высокий уровень способности к интериоризации в ходе выполнения задания «Дорога к дому» показали 7,69% детей ЭГ и 24,00% детей КГ.

Рис.6. Сравнение результатов способности к интериоризации в ходе выполнения задания «Дорога к дому»

Таким образом, проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

  1. дети, проводящие больше времени за цифровыми устройствами (интернет-вовлеченные) показали более низкие результаты по шкалам взаимодействия (учет позиции собеседника) и сотрудничества (совместное выполнение действий);
  2. интернет-вовлеченные дети испытывали затруднение при выполнении заданий, где требовалось объяснить товарищу действия для правильного выполнения задания (перевести зрительные образы в словесные, что вызывает затруднения у детей цифрового поколения).
  3. интернет-вовлеченные дети, обладающие «клиповым мышлением», лучше справлялись с заданиями, требующими работы со зрительными образами.
  4. Доказано существование положительной корреляции между количеством часов, проводимым за компьютером и учетом позиции собеседника.
  5. Доказано существование положительной корреляции между количеством часов, проводимым за компьютером и успешным сотрудничеством с собеседником.
  6. Не доказана взаимосвязь между количеством часов, проводимым за компьютером и способностью к интериоризации.

Библиографический список
  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Академия, 2010. – 368 с.
  2. Психологическое обследование младших школьников. Практическое пособие.  / Венгер А.Л. , Цукерман Г.А. М.:Владос , 2001. — 160 с: ил. — (Б-ка школьного психолога).
  3. Пучкова, Е.Б. Анализ вовлеченности в виртуальную среду студентов гуманитарного профиля//Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 117-129.
  4. Солдатова Г.В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. – С. 137. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).
  5. Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.: Фонд развития интернет, 2011. – 176 с. (В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
  6. Prensky M. Digital natives, digital immigrants. On the Horizon, 2001. – №9 (5). Lincoln: NCB University Press. http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf


Все статьи автора «Архангельская Екатерина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: