Дети XXI века отличаются от своих предшественников тем, что оно родилось и растет в информационном цифровом пространстве. Они свободно владеют Интернетом, мобильными устройствами, много времени проводят в социальных сетях. Уже появилось устойчивое определение для нового поколения «цифровой человек» [6]. Современные дети не ограничиваются домашним компьютером, а пользуются мобильными гаджетами повсеместно. Для характеристики сегодняшней социальной ситуации введено понятие «вовлечённость в интернет-пространство», понимаемое как активность, направленная на взаимодействие с объектами виртуальной среды, реализуемая как общение и деятельность с различной степенью интенсивности [3]. Таким образом, современные дети более зависимы от цифровых технологий, чем предыдущее поколении, выросшее на СМИ и телевидении.
С целью изучения специфики коммуникативных особенностей в 2018 году было проведено исследование на выборке младших школьников. Диагностика коммуникативных особенностей осуществлялась с помощью следующих методик:
-
взаимодействие: Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман); «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже; Флейвелл, 1967);
-
кооперация: («Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Совместная сортировка»
(Бурменская, 2007);
-
интериоризация: «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992); «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007);
-
отношение к другим людям – «Анкетирование учащихся» (по Н.Ю. Яшиной).
В первую группу (ЭГ – экспериментальная группа) вошли дети проводящие, по словам родителей, неограниченное время за цифровыми устройствами (ЭГ – 26 человек). Во вторую группу (КГ – контрольная группа) вошли учащиеся, проводящие мало (ограничиваются родителями) времени с цифровыми устройствами (КГ – 25 человек).
Первая серия исследования была посвящена изучению межличностного взаимодействия младших школьников, их способности понять собеседника, его позицию.
Рис.1. Сравнение результатов учета позиции собеседника в ходе выполнения задания «Ваза с яблоками»
Полученные в ходе выполнения задания «Ваза с яблоками» данные, показывают, что дети, ограниченно общающиеся с цифровыми устройствами, лучше понимают позицию собеседника. Так высокий уровень показали 28,00% (КГ), 7,69% (ЭГ).
Сравнивая результаты учета позиции собеседника в ходе выполнения задания «Кто прав?» выявлено также, что дети КГ показали более высокие результаты. Высокий уровень зафиксирован у 11,54% детей ЭГ и 24,00% детей КГ.
Рис.2. Сравнение результатов учета позиции собеседника в ходе выполнения задания «Кто прав?»
Выполнение задания «рукавички» показало, что лучше с заданием справили дети КГ. Они больше сотрудничали, договаривались, их рисунки получились более согласованными. Высокий уровень сотрудничества показали 15,38% детей ЭГ и 36,00% детей КГ.
Рис.3. Сравнение результатов сотрудничества с собеседником
в ходе выполнения задания «Рукавички»
Сравнение результатов задания «Совместная сортировка» показал, что дети ЭГ (высокий уровень – 19,23%) (постоянно использующие гаджеты), справились немного лучше сверстников из КГ (16,00%), что можно объяснить это «клиповым мышлением» детей, представляющих информацию в виде целостной картинки [3].
Рис.4. Сравнение результатов сотрудничества с собеседником в ходе выполнения задания «Совместная сортировка»
Результаты проведения задания «Узор под диктовку», позволил выявить основные сложности, с которыми столкнулись дети. Наибольшее затруднение вызвала необходимость объяснить собеседнику, что ему предстоит делать. Легче детям обоих групп давались вопросы к собеседнику. Скоординировать работу пары получалось лишь в том случае, когда один ребенок задавал вопрос, а другой ему отвечал
Рис.5. Сравнение результатов сотрудничества с собеседником в ходе выполнения задания «Узор под диктовку»
Высокий уровень способности к интериоризации в ходе выполнения задания «Дорога к дому» показали 7,69% детей ЭГ и 24,00% детей КГ.
Рис.6. Сравнение результатов способности к интериоризации в ходе выполнения задания «Дорога к дому»
Таким образом, проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
-
дети, проводящие больше времени за цифровыми устройствами (интернет-вовлеченные) показали более низкие результаты по шкалам взаимодействия (учет позиции собеседника) и сотрудничества (совместное выполнение действий);
-
интернет-вовлеченные дети испытывали затруднение при выполнении заданий, где требовалось объяснить товарищу действия для правильного выполнения задания (перевести зрительные образы в словесные, что вызывает затруднения у детей цифрового поколения).
-
интернет-вовлеченные дети, обладающие «клиповым мышлением», лучше справлялись с заданиями, требующими работы со зрительными образами.
-
Доказано существование положительной корреляции между количеством часов, проводимым за компьютером и учетом позиции собеседника.
-
Доказано существование положительной корреляции между количеством часов, проводимым за компьютером и успешным сотрудничеством с собеседником.
-
Не доказана взаимосвязь между количеством часов, проводимым за компьютером и способностью к интериоризации.
Библиографический список
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Академия, 2010. – 368 с.
- Психологическое обследование младших школьников. Практическое пособие. / Венгер А.Л. , Цукерман Г.А. М.:Владос , 2001. — 160 с: ил. — (Б-ка школьного психолога).
- Пучкова, Е.Б. Анализ вовлеченности в виртуальную среду студентов гуманитарного профиля//Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 117-129.
- Солдатова Г.В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. – С. 137. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).
- Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.: Фонд развития интернет, 2011. – 176 с. (В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
- Prensky M. Digital natives, digital immigrants. On the Horizon, 2001. – №9 (5). Lincoln: NCB University Press. http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf