На современном этапе развития государственности Российской Федерации государственная гражданская служба выступает в роли центрального элемента государственного управления, обеспечивающего реализацию всех видов государственных функций. В настоящее время, в период глубоких общественных, социально-экономических и политических трансформаций, роль института государственной гражданской службы особенно возрастает.
Понятие «институт государственной гражданской службы» представляется достаточно сложной и разнохарактерной правовой категорией, в рамках которой необходимо учитывать такие аспекты, как:
- сложившуюся в ходе исторического развития и под влиянием новых общественных отношений нормативно-правовую базу;
- принципы организации, виды и уровни государственной гражданской службы;
- кадровую политику;
- механизмы и способы управления системой государственной гражданской службы;
- порядок поступления на службу, ее прохождения и освобождения от должности, вопросы профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих.
В широком смысле государственная гражданская служба представляет собой совокупность обозначенных проблем, возникающих по их поводу процессов и отношений, отражающих особенности организации и функционирования государственного аппарата.
В узком смысле государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан, замещающих должности гражданской службы РФ [1, c. 21].
Наблюдаемое в настоящее время преобразование института государственной гражданской службы неразрывно связано с кардинальными социальными изменениями, а именно изменением демографического состава населения и гражданских служащих, возрастанием ожиданий и требований, предъявляемых обществом к государственным чиновникам, усилением роли института гражданского общества, повышением открытости и публичности деятельности государственных служащих. Такие внешние и внутренние вызовы обязывают систему государственной гражданской службы меняться и своевременно отвечать на запросы общества во избежание системных сбоев и неуправляемости социальных институтов.
В этой связи в 2016 году был принят Указ Президента РФ «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы», содержащий основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на указанный период. К ним относятся [2]:
- совершенствование управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации и повышение качества его формирования;
- совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности;
- повышение престижа гражданской службы;
- совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы.
Распоряжением Правительства РФ от 12 сентября 2016 года №1919-р также был утвержден план мероприятий «дорожная карта» по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы, соответствующие документы разработаны и приняты на уровне субъектов России. Реализация данных мероприятий позволит повысить социальную продуктивность государственной гражданской службы, сформировать позитивную ее оценку населением и повысить престижность карьеры гражданского служащего в общественном мнении.
Указанные механизмы совершенствования государственной гражданской службы призваны решить комплекс существующих проблем в этой сфере, а именно:
- отсутствие единой кадровой политики в системе государственного аппарата, что не дает полного положительного эффекта от введения качественно новых нормативно-правовых актов и положений, научных методов и современных типовых решений проблем и вопросов на различных стадиях прохождения государственной службы;
- недостаточная эффективность применения методов расчета и прогнозирования потребностей персонала государственной службы;
- недостаточное использование современных (коммуникационных и информационных) технологий государственного управления, способствующих решению масштабных задач по реализации национальных проектов и целевых программ;
- недостаточно эффективный механизм борьбы с коррупцией и профилактики ее проявлений в системе государственной гражданской службы, а также не обеспечивающий высокой эффективности контроль правового и организационного характера, в том числе и общественный, деятельности государственного аппарата [3, c. 142];
- наличие пробелов в нормативно-правовом регулировании некоторых вопросов прохождения государственной гражданской службы и противоречий в данной отрасли законодательства;
- отсутствие единой, научно обоснованной системы мотивации и оценки деятельности государственных гражданских служащих;
- распространение в деятельности государственного аппарата некоторых антисоциальных явлений (волокита, бюрократизм, отчуждение власти от народа, принятие неподдерживаемых обществом мер);
- низкий уровень взаимодействия органов государственной власти и социальных институтов, недостаточный уровень открытости деятельности государственного аппарата.
Весь этот круг вопросов представляет собой комплекс взаимосвязанных задач, в совокупности образующих проблему неэффективного функционирования государственного аппарата в России. Ее решение должно осуществляться на общенациональном уровне с учетом стратегических целей и задач социально-экономического развития страны и требований активного гражданского общества. На современном этапе нельзя допустить, чтобы названные проблемы государственной службы стали источником политической нестабильности, социальных конфликтов, усиления региональной и социальной дифференциации, нерационального использования государственных ресурсов, снижения доверия общества к власти [4, c. 71].
Современный институт государственной гражданской службы должен стать открытым, конкурентоспособным и престижным, ориентированным на высоко результативную деятельность государственных служащих по исполнению полномочий органов государственной власти, быть социально направленным и способствовать развитию гражданского общества.
Библиографический список
- Современное состояние и тенденции развития государственной гражданской службы в России: аналитический доклад/ И. Н. Барциц,Г. А. Борщевский, К. О. Магомедов. — М.: Издательский дом. Дело. РАНХиГС, 2018. — 136с. — (Научные доклады: государственное управление).
- Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы». Электронный ресурс. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41183
- Литовка А. Б., Трепачев Л. А. К вопросу о противодействии коррупции в системе исполнительной власти Российской Федерации: организационно-правовой аспект//Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 141-144. — URL https://moluch.ru/archive/190/47939/ (дата обращения: 19.10.2018).
- Лохманов Д.В. Проблемы открытости государственной гражданской службы Российской Федерации//NB: Административное право и практика администрирования. — 2015. – № 5. – С.70-82. Электронный ресурс. Режим доступа: http://e-notabene.ru/al/article_18068.html
- Тонких В. А., Лытнева Н. А. Государственная служба в Российской Федерации: история и современность // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 310-312. — URL https://moluch.ru/archive/149/42208/ (дата обращения: 19.10.2018).
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/12136354/