Целью данной методики является оценка зоны ближайшего развития ребенка и разработка коррекционно-развивающей программы. Методика должна проводится четко по определенным правилам:
1. Четко соблюдать процедуру выполнения;
2. Перед предъявлением набора заданий, педагог объясняет задания;
3. Ограниченное время на выполнение заданий;
4. Все задания решаются строго по порядку.
Школьный тест умственного развития проводится для диагностики умственного развития учащихся 6-9 классов.
ШТУР состоит из 6 субтестов, в каждом может быть от 15 до 25 заданий.
Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют сделать вывод о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.
Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый – логические обобщения, шестой – нахождение правила построения числового ряда.
Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух формах А и Б. После проведения тестов производится качественная и количественная обработка результатов. Полученные результаты анализируются, а затем разрабатываются методические рекомендации.
Эффективность данной программы зависит от соблюдения всех правил и методических рекомендаций, а также от желания и отношения испытуемого к работе над собой. В результате проведения методики ШТУР можно выявить слабые направления испытуемого, а именно низкие или высокие показатели по школьным предметам. На основе этих данных разрабатывается коррекционно-развивающая программа. Помимо сосредоточения на слабых сторонах подростка, в программу можно добавлять упражнения на формирование способности к саморазвитию, ведь оно играет не маловажную роль в формировании потребности к знаниям у подростка.
Библиографический список
- Сотников М.А. Психодиагностика: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2010 г.- 96с.
- Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Сарычев С.Е., Корнев А.В., Дымов Е.И. Технологии в изучении психологии. — М.: Педагогическое общество, 2003 г.- 256 с.