ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

Голованова Софья Олеговна1, Ротанова Валерия Александровна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студентка группы Т-16

Аннотация
В данной статье можно познакомиться с технологией жостовской росписи, а также с историей её возникновения и опытом мастеров, которые работали с данным видом росписи.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Голованова С.О., Ротанова В.А., Мочалова А.С., Шамина Е.М. Жостовская роспись // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/10/87722 (дата обращения: 14.03.2024).

Жостовская роспись зародилась в нескольких селах Подмосковья в начале XIX века. Первыми изделиями, расписанными в технике Жостово были металлические подносы, затем для росписи начали использовать посуду, шкатулки, сахарницы и др. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. Художественная роспись все больше развивалась, пользовалась спросом и в итоге обрела статус уникального вида русского народного искусства.

Главной особенностью в технологии жостовской росписи является лак, после покрытия которым, изделия хранятся долгие годы. Состав лака до сих пор не известен. Сама роспись обязательно имеет цветочный мотив, обычно на черном или красном фоне. Часто помимо цветов на картинах можно увидеть фрукты, ягоды или птиц.

В настоящее время для художников, расписывающих в технике жостовской росписи, характерно давать своим произведениям индивидуальные названия, символические или рассчитанные на определенные ассоциации. Эта новая тенденция углубляет образное содержание произведений, усиливает их эмоциональную окраску. Примером могут служить подносы-панно Е.П. Лапшина «Снежинка», «Юбилейный», «Рассвет». Художник не прибегает к цветовым контрастам. Его букеты объединяет богатая оттенками нежная колористическая гамма [1, с. 54].

Родственны лирическим работам Лапшина некоторые произведения Н.Н. Мажаева, художника очень разного в своих творческих поисках. Не связанные в букет цветы раскинулись почти по всей плоскости подноса.

М.П. Савельев свободно использует различные варианты традиционных приемов жостовской росписи, их комбинации и сочетания. Формы его подносов и цветочные композиции разнообразны. Букеты то собраны из множества разных цветов, то из одних только роз или георгинов. В изображении цветов художник усиливает декоративно-орнаментальные свойства их рисунка.

Нарядные букеты 3.А. Клёдовой «Весна» и «Радуга» отвечают своим символическим названиям.

Во всех своих проявлениях живопись Жостова – искусство народное. Цветы сами по себе – символ красоты природы, ее жизненных сил. Своими букетами мастера отдают дань любви народа к природе. Эта тема вечная и неисчерпаемая.

Но жостовцы никогда не воспроизводят природные формы буквально, хотя отлично знают строение и особенности каждого цветка. Это объясняется самим характером выразительных средств жостовской росписи. Язык своеобразного декоратив­ного букета сложился в Жостове на основе худо­жественного ремесла. Древние традиции народных росписей обогатились опытом профессиональной живописной культуры и, вобрав в себя некоторые черты станкового натюрморта, подчинили их на­родному миропониманию. Лучшие жостовские художники довели этот уникальный синтез до высот артистизма [2, с.93].

Полтора века для развития промысла – срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникальным очагом русского народного искусства, а жостовский поднос из предмета обихода – объектом любования. Сегодня роль декоративного букета изменилась и переросла рамки оформления бытовой вещи. Жостовские декоративные композиции обрели силу самостоятельного искусства, волнующего, обращенного непосредственно к духовному миру людей. Подносы-панно выражают чувства радости жизни, настроения праздничности, торжествен­ности, гармонии, поэтической созерцательности. И люди отвечают их создателям благодарной любовью н всенародным признанием.


Библиографический список
  1. Салимова О.А. Жостовская фабрика декоративной росписи: к проблеме сохранения промысла // Народное искусство России (Вологда, 12-14 сентября 2008 г.) – Вологда, 2008. – 101-103 с.
  2. Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / Л.О. Малахова. – Минск: Республиканский институт профессионального образования, 2015. – 176 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шамина Екатерина Максимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация