Одной из актуальных проблем современного социального общества является увеличения числа роста детей с ограниченными возможностями и проблемы с их интеграцией в обществе. Причин увеличения числа детей с ограниченными возможностями может быть несколько, сюда можно отнести, плохую экологическую среду, наследственность и состояние здоровья родителей, а также другие факторы, влияющие на развитие инвалидности либо до рождения, либо после нее.
В связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1].
Дети с ограниченными возможностями нуждаются в особом подходе, поэтому разработано множество методик, позволяющие им интегрироваться в обществе.
Согласно Федеральному закону №181-ФЗ: «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты…а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» [2].
По Бондаренко Б.С. дети с ограниченными возможностями здоровья – «это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания» [3].
В отличии от определения, данного ФЗ, данное понятие расширяет взгляд на проблему: ограниченные возможности — это не только ограничение по двигательным и умственным показателям, но и так же ограничение, неспособность к какой-либо деятельности из-за проблем со здоровьем.
Можно разделить детей с нарушением здоровья на следующие категории:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [4].
В республике Ингушетия численность детей инвалидов составляет 14 756 человек [5], и помощь детям инвалидам оказывается в виде следующих льгот:
- социальные пенсии для ребенка и ежемесячные компенсационные выплаты родителям;
- частичное возмещение расходов по квартплате и содержанию жилых помещений;
- предоставление 4-х дополнительных выходных по месту трудовой занятости (родителям);
- проездные документы на общественный транспорт для ребенка и сопроводителя;
- выделение квартир из резервных фондов детям-инвалидам, нуждающимся в улучшении условий проживания (вставшим на учет до 01. 01. 2005);
- бесплатное посещение ДОУ, в том числе коррекционных групп;
- возможность поступления в ВУЗы вне конкурсной основы [6].
Также на государственном уровне ведет свою деятельность Государственное бюджетное учреждение «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями». Целью учреждения является создание комплекса условий для социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте от 1 года до 15 лет.
Для выполнения уставных задач учреждение осуществляет след виды деятельности:
- выявление всех детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, проживающих в семьях;
- создание компьютерной базы данных об обслуживаемых детях и подростках;
- разработка на основании типовых базовых программ индивидуальных программ реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
- обеспечение реализации указанных программ и координации в этих целях совместных действий необходимых специалистов;
- оказание социально-медицинской, социально-психологической, социально-экономической, социально-бытовой и социально-правовой помощи семьям, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями;
- оказание методической помощи по вопросам социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, в возрасте от 1 года до 15 лет, семьями, в которых они воспитываются, проведение реабилитационных мероприятиях в домашних условиях;
- социально-реабилитационная работа с родителями детей и подростков с ограниченными возможностями [7].
Открытие данного Центра обусловлено необходимостью создания безбарьерной среды, в которой ребенок с ограниченными возможностями будет развиваться как личность. Поэтому в Центре созданы все необходимые условия для полноценного лечения и жизни наших маленьких пациентов.
В регионах России открылись центры дистанционного обучения детей-инвалидов (В Ставропольском крае, Ростовском крае, Чеченской республике и т.д). В республике Ингушетии открытие данного центра состоялось 11 февраля 2011 года, который функционирует на базе средней общеобразовательной школы-сада №10 города Назрани.
В свою очередь, мероприятия по оказанию помощи детям-сиротам и их семьям реализуются не только на базе государственных учреждений, но также некоммерческие организации ведут активную деятельность в данной сфере. Так, к ним можно отнести Учебный центр «Другой взгляд» под руководством Лизы Евлоевой.
Интеграционный клуба «Другой Взгляд» в городе находится в г. Назрань. На сегодняшний день это единственная площадка для людей с ограниченными возможностями здоровья в республике Ингушетия, где ребята любых возрастом могут реализоваться себя и свои возможности, получить бесплатное дополнительное образование, обучиться рукоделию, получить услуги логопеда-дефектолога и психолога. Цель клуба помочь в интеграции, адаптации и в реабилитации людям с инвалидностью, помочь в трудоустройстве, и, конечно, получить инклюзивное образование. За полгода существования, клуб смог помочь около 30 людям с ограниченными возможностями здоровья.
Еще одним некоммерческим проектом является Центр развития реабилитации с ОВЗ, который начал свою деятельность благодаря гранту, полученному в результате защиты проекта Макки Томовой на Машуке в 2014г.
Изначально центр предназначался только для реабилитации слабовидящих, но затем родители детей начали обращаться с различными глазными заболеваниями, которые часто сопровождаются нарушениями развития, например ДЦП, и центр начал расширяться.
В центре очень много специализированного оборудования, благодаря которому дети проходят реабилитацию и адаптацию к ним относятся:
- компьютеры, оборудованные специальной озвучивающей программой Djavs- программа для чтения с экрана компьютера, предназначенная для людей с ослабленным зрением.
- тактильная станция для печати выпуклых изображений- устройство, позволяющее создавать на специальной бумаге осязательные рисунки. При нагревании, изображение на бумаге становится выпуклым, что делает данную напечатанную информацию доступной для незрячих пользователей на ощупь.
- мини-типография для печати текста по системе Брайля.
Одной из самых больших достижений центра является создание национального ингушского Брайля, с помощью которого дети могут изучать литературу на родной языке.
Таким образом, можно сделать вывод, что в республике Ингушетия сообща и на общих основаниях, ведут деятельность по социализации и реабилитации детей-инвалидов, как государственные, так и некоммерческие организации, тем самым повышая шансы благоприятной интеграции детей-инвалидов в общество.
Библиографический список
- Наберушкина Э.К. Политика в отношении инвалидов // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России . М.: ИНИОН РАН, 2015.С 56
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” //Собрание законодательства РФ”, 27.11.1995, N 48, ст. 4563
- Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2017. – 25 с.
- Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2015- 50 с.
- Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал Федеральная служба государственной статистики. URL: http://stavstat.gks.ru/ (09.10.2018)
- Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации [Текст] / А.Н. Барышева // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 61-66.
- ГБУ РРЦ «Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями” [Электронный ресурс]: Официальный сайт URL: http://rcdin.ru/ (дата посещения: 09.10.2018)