ИНФОРМАЦИОННЫЙ ШУМ

Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
Избыток разнородной информации, особенности формы ее подачи и формирующееся общество потребления привели к возникновению явления «информационного шума». Он представляет собой феномен, описывающий наличие в тексте элементов, которые усложняют его понимание, искажают смысл и препятствуют пониманию его содержания.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Торопова А.И., Федосеева Л.А. Информационный шум // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/10/87654 (дата обращения: 18.04.2024).

Современному обществу свойственно уделять большое значение знаковым системам и массовой коммуникации. Резко возросли информационные потоки и связи между людьми. Культура рассматривается как многослойная система текстов. Осуществляется переход к пассивному получению информации из СМИ. При этом у каждого члена общества появляется возможность принимать участие в процессе формирования информации, окружающей нас.

Впервые существование информационного шума в коммуникации было обнаружено К.Э. Шенноном  в работе «Математическая теория коммуникаций». Исследователь рассматривал модель, которая объясняла процесс коммуникативного акта. Этот процесс представлялся, как линейный, в котором коммуникатор определяет сообщение для передачи, передатчик преобразует поступившие данные в сигналы. Они в свою очередь идут по коммуникационным каналам, проводящим сообщение к получателю. Эта модель состоит из пяти элементов: источник информации, передатчик, канал передач, приемник и конечная цель. На ряду, с данными элементами Шенноном вводится «шум», как составляющая коммуникативного процесса. Ученый указывал на то, что весь процесс передачи сообщения протекает на фоне помех, которые в дальнейшем стали связывать с понятием энтропия и негэтропия. Поэтому явление шума разделили на два компонента:

  1. Энтропию – факторы, исходящие из вне. Они искажают сообщение, нарушают его целостное восприятие реципиентом;
  2. Негэнтропия – остальные случаи, когда измененное сообщение доходит до реципиента, в виду его возможности распознавать информацию. Однако суть данных изменяется и доставляет ложные или неполные сведения[1].

Исследователь А.Д. Урсул классифицирует информационный шум на две группы:

  1. Шум, возникший от переизбытка маловажной для человека информации. К ней относится реклама, спам, пропагандистские сообщения.
  2. Шум, создавшийся от переизбытка релевантной и важной, но периодически повторяющейся информации. Она включает в себя информационно наполненные и необходимые для реципиента сообщения, но повторяющих друг друга, например, конспектирование.

Также традиционно информационный шум делят на преднамеренный и ненамеренный. Первый представляет собой информационный фон, часто приравниваемый к дизинформированию, то есть к размыванию границ правды и вымысла. Второй рассматривается, как все помехи, влияющие на целостное восприятие картины мира реципиентом без вмешательств со стороны.

Информационный шум относится к медиапространству и способам передачи информации в условиях информационной «перегрузки» общества. Подача информации в СМИ отличается избыточностью и фрагментарностью. Доктор философских наук А.Д. Еляков пишет, что СМИ «запрограммированы на интеллектуальную перегрузку», так как «пытаются сообщить максимум информации за минимум времени», часто это приводит к ухудшению качества и к энтропии информационного пространства  [2]. Поэтому СМИ являются одними из самых главных источников информационного шума. СМИ охватывает как можно больше информационных сведений для привлечения и удержания внимания аудитории. В связи с конкурентной борьбой СМИ приходится использовать нетрадиционные, эпатажные формы подачи контента. Более того медиапространство напичкано навязывающимися рекламными сообщениями, для которых характерна повторяемость. Фрагментарное потребление информации привело к тому, что главным фактором в СМИ считается оформление информации, её «упаковка», то есть способы передачи информации.

В современно обществе целостное восприятие картины мира усложняется новыми сообщениями, затрудняющими поиск и усвоение данных. Нерелевантная информация препятствует получению реципиентом социально значимых сведений, что ведёт к его дезориентации в пространстве медиа и информации. Это приводит к затруднению ориентации человека в окружающем его мире, нарушаются социальные связи, наносится вред его здоровью, повышается уровень манипуляции аудиторией, реципиенту становится труднее осмыслить картину реального мира. Таким образом, помехи в восприятии человеком информации могут нанести ощутимый ущерб не только самому индивиду, но и окружающей его культурной среде, ведь информация выступает основным политическим, социальным, экономическим и культурным ресурсом.


Библиографический список
  1. Евдокименко Е. Ю. Понятие информационного шума в социально-гуманитарных науках // Молодой ученый. – 2013. – №10. – С. 564-566. – [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/57/7765/ (дата обращения: 26.07.2018).
  2. Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/714/647/1231/013_elyakov.pdf (дата обращения 11.02.2018)
  3. Галкин В. П., Попов Ю. А. Ноосфера: информационный шум и человеческие качества // Философия культуры в начале третьего тысячелетия: сб.тр. респ. науч-практич. конф. Чебоксары. 2001. С. 21-27


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация