Основным международным законодательным актом в защите прав детей является Декларация прав ребенка 1959 года, которая основывается на правах, которые были изложены в Декларации Лиги Наций от 1924 года. В преамбуле отмечается, что детям необходимо «специальные гарантии и заботу, включая надлежащую правовую защиту, до после рождения», повторяет обещание Декларации 1924 года о том, что «человечество должно предоставить ребенку лучшее, что ему нужно дать», и конкретно призывает добровольные организации и местные власти стремиться к соблюдению прав детей [1]. Одним из ключевых принципов в Декларации прав ребенка является то, что ребенок должен пользоваться «особой защитой», а также «возможностями по закону и другими способами» для здорового и нормального физического, умственного, морального, духовного и социального развития «В условиях свободы и достоинства» [1].
Первостепенное внимание при принятии законов для этой цели – «наилучшие интересы ребенка», стандарт отразился на всех правовых документах о правах детей. Среди других принципов Декларации ребенок имеет право на имя и гражданство; адекватное питание, жилье, отдых и медицинские услуги; к образованию; и для инвалидов – «особое обращение, образование и забота». Другие принципы заключаются в защите от пренебрежения, жестокости и эксплуатации, торговли людьми, несовершеннолетнего труда и дискриминации [1].
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года. Конвенция о правах ребенка является наиболее полным документом о правах детей [2]. Основываясь исключительно на количестве существенных прав, которые оно излагает, в отличие от мер по осуществлению, это самый длинный договор ООН по правам человека, который является необычным, поскольку он касается не только предоставления и осуществления прав в мирное время, но также обращение с детьми в ситуациях вооруженного конфликта.
Конвенция о правах ребенка также значительна, поскольку она закрепляет «впервые в обязательном международном праве принципы, на которых основано принятие, рассматривается с точки зрения ребенка» [2].
Конвенция в первую очередь занимается четырьмя аспектами прав детей: участие детей в принятии решений, затрагивающих их; защита детей от дискриминации и всех форм пренебрежения и эксплуатации; предупреждение вреда им; и оказание помощи детям в удовлетворении их основных потребностей [2].
Также по нашему мнению, Конвенция создает новые права для детей по международному праву, которые ранее не существовали, такие как право ребенка сохранять свою личность (статьи 7 и 8), права уязвимых детей, таких как беженцы, их право на особую защиту (статьи 20 и 22), и права коренных народов на практику их культуры (статьи 8 и 30). В некоторых случаях это нововведение носит форму конкретных прав ребенка, таких как права на свободу выражения (статья 13) и право на справедливое судебное разбирательство (статья 40). Кроме того, Конвенция закрепляет в глобальных договорных правах, которые до сих пор были найдены только в прецедентном праве в соответствии с региональными договорами по правам человека (например, право детей быть заслушанным в судебных разбирательствах, затрагивающих их) (статья 12) [2].
КПР также заменил необязательные рекомендации обязательными стандартами (например, гарантии в процедурах усыновления и в отношении прав детей-инвалидов) (статьи 21 и 23). Новые обязательства налагаются на государства-участники в отношении защиты детей в таких областях, как запрещение традиционной практики, наносящей ущерб здоровью детей, и предлагая реабилитационные меры для жертв пренебрежения, злоупотреблений и эксплуатации (статьи 28 (3) и 39). Наконец, КПР устанавливает четкую основу, обязывающую государства-участники не допускать дискриминации в отношении прав детей на осуществление прав человека. Новые обязательства налагаются на государства-участники в отношении защиты детей в таких областях, как запрещение традиционной практики, наносящей ущерб здоровью детей, и предлагая реабилитационные меры для жертв пренебрежения, злоупотреблений и эксплуатации (статьи 28 (3) и 39). Также Конвенция устанавливает право участвовать в судебных разбирательствах, как утверждается, «вместе с принципами не дискриминации в статье 2 и положениями о наилучших интересах ребенка в статье 3 составляют руководящие принципы Конвенции, которые отражают видение уважения и автономии, которые разработчики хотели создать для всех детей» [2].
Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 года. Европейская конвенция об осуществлении прав детей (ЕКСПД) подчеркивает в преамбуле цель поощрения прав и «наилучших интересов» детей [3]. С этой целью выносятся положения, что дети должны иметь возможность осуществлять свои права, особенно в отношении семейных разбирательств, затрагивающих их; им должна быть предоставлена соответствующая информация (определяемая как информация, соответствующая возрасту и пониманию ребенка, с тем чтобы ребенок мог полностью или частично осуществлять свои права, если только это не противоречит благополучию ребенка), и их взгляды должны быть указаны должным образом и в случае необходимости государства, а также родители должны участвовать в защите и поощрении этих прав и наилучших интересов (преамбула)[3].
Европейская конвенция об осуществлении прав детей применяется к детям, которым не исполнилось восемнадцати лет (статья 1 (1)). Процессуальные права ЕКСПД включают право ребенка быть проинформированным и выражать свои взгляды в процессе; право ходатайствовать о назначении специального представителя.
В Российской Федерации основным законом, осуществляющим защиту прав и интересов детей является Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет самую сильную юридическую власть в стране. Универсально признанные принципы и нормы международное право и соглашения Российской Федерации являются частью его правовой системы [4].
Если международное соглашение имеет положения или иные правила, чем указано в законодательстве Российской Федерации, тогда правила международного соглашения будут доминировать. Таким образом, международное право имеет первостепенную силу в Российской Федерации.
Как отмечается в Декларации прав человека, дети имеют право на особый уход и помощь. В соответствии с принципом признания международных норм основные правовые положения Конвенции ООН о правах ребенка имеют наивысший правовой мощность.
Конституция России, принятая в 1993 году, предусматривает государственную защиту детства, материнства и семьи. Согласно Конституции, сотни законов, указов президента, постановлений правительства, исполнительных положений конкретных агентств и правовых актов составных частей Российской Федерации должны обеспечивать права детей. Основными документами в этой области являются Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21 июля 1998 года.
Политика защиты детей также зависит от реализации соответствующих положений таких законодательных актов, как Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Жилищный кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-исправительный кодекс, Основы законодательства о здравоохранении, Федеральный закон «О государственной помощи лицам, имеющих несовершеннолетних детей, Федеральный закон о государственной поддержке молодежи и детских организаций, Федеральный закон «Об основах социального обслуживании» многие другие.
По-видимому, с юридической точки зрения такие основные права, как право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, социальное обеспечение, защиту здоровья и здравоохранения, доступ к культурным ценностям и другие являются защищенными, однако современное положение детей в Российской Федерации говорит об обратном [5].
Все типичные проблемы реализации российского законодательства и функционирования государственных учреждений присущи области защиты прав детей. Среди этих проблем – отсутствие разделения полномочий между федеральным и региональным уровнями власти; противоречия в законодательстве; нет определенного разделения между федеральным и государственным бюджетами в отношении выплаты государственных субсидий детям; поддержание институтов социальной поддержки.
Среди других проблем, которые ждут юридического решения, являются принятие законов о специализированной системе правосудия в отношении несовершеннолетних; развитие различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; защита детей от жестокого обращения, коммерческой и сексуальной эксплуатации; принятие правовых мер, направленных на предотвращение похищения родителей и незаконную передачу детей на протяжении всех государственных границ России; юридическое образование детей, их родителей и должностных лиц, работающих с детьми; и дальнейшее участие неправительственной организации в работе по защите детей [6].
Проанализировав основные международно-правовые акты можно прийти к мнению, что принятие законодательства, в котором объявляются права детей, а также присоединение к международно-правовым документам, не улучшило осуществление этих прав в Российской Федерации, автоматически. Маловероятно, что принятие нескольких дополнительных законодательных актов остановит широко распространенную и долгосрочную практику жестокого обращения с детьми и жестокого обращения.
Вместе со многими другими связанными с ними мерами, такими как разработка политики по обеспечению соблюдения существующих законов, расширение федеральной помощи тем, кто воспитывает детей, внедрение новых форм ухода за детьми без родительского надзора, адаптация уголовных процедур к потребностям несовершеннолетних, защита жертв во время уголовного преследования торговцев людьми, принятие социального законодательства и улучшение финансирования социальных, ювенальных и образовательных услуг,
Несмотря на усилия международного сообщества и российских неправительственных организаций, еще нет механизма для того, чтобы сделать Россию страной с развитой правовой системой и нормативным законодательством, направленным на защиту детей. Все зависит от степени реализации руководством России серьезности этой проблемы и ее цивилизованных стандартов для эффективного ее решения и защиты ее несовершеннолетнего населения.
Библиографический список
- Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
- Шелютто М.Л. Вопросы ратификации и имплементации Российской Федерацией Европейской конвенции об осуществлении прав детей // Семейное и жилищное право. 2014. N 1. С. 43 – 47.
- Абрамов В. И. Правовая политика современной России в сфере прав ребенка // Современное право. 2004. № 11. С. 28.
- Матузов Н. И. Актуальные проблемы российской правовой политики // Государство и право. 2001. № 10. С. 6.
- Крестовская Н. Н. Теоретические и прикладные перспективы сравнительного метода в исследовании ювенального права // Сравнительно-правовое исследование. — 2008. — № 2.