Актуальность
Проведение эксперимента является необходимым требованием к любому диссертационному исследованию по педагогике. Педагогический эксперимент подтверждает гипотезу исследования. Другими словами, обосновывает то, что предлагаемое педагогическое воздействие, например, новые содержание, формы, методы, средства обучения, более эффективно в сравнении с традиционным педагогическим воздействием. А для обработки результатов подобного сравнения используются статистические методы.
Многие из них корректно реализованы в профессиональных статистических пакетах, таких, как Statistica, StatGraphics и SPSS. Однако, эти пакеты, во-первых, лицензионные и стоят достаточно дорого. Во-вторых, достаточно сложны и требуют значительных временных затрат для своего освоения.
Инструменты статистического анализа есть и в электронных таблицах Microsoft Excel. Но ни один из самых распространённых в диссертационных исследованиях по педагогике статистических методов в этой программе не предусмотрен.
Ручная обработка данных, конечно, также возможна, вместе с тем трудоёмка.
Поэтому разработка бесплатного, свободно распространяемого, простого в использовании приложения для статистического анализа в педагогических исследованиях актуальна.
Структура педагогического эксперимента
Выделяются две группы учащихся – экспериментальная, которая обучается по новой методике, и контрольная, в которой используется традиционная методика (рис.1).
Рисунок 1. Структура педагогического эксперимента
Если до начала педагогического эксперимента характеристики экспериментальной и контрольной группы совпадают, а после окончания – различаются, то эффективность новой методики подтверждается [1, 2].
Статистические методы для обработки результатов педагогического эксперимента
Мы проанализировали около двухсот авторефератов диссертаций по педагогике [4] и выделили четыре статистических метода для оценки совпадения или различия характеристик двух групп.
Эти методы встречаются в большинстве исследований и перечислены на рис.2.
Рисунок 2. Основные статистические методы в педагогике
Описание веб-приложения «Педагогическая статистика»
Выделенные четыре статических метода бы реализованы в приложении «Педагогическая статистика». Оно представляет собой веб-страницу, доступную всем по адресу http://pedstat.lihachevra.tk.
Для разработки применялись язык разметки HTML, язык программирования JavaScript [3], текстовый редактор SublimeText 3, браузер Google Chome и локальный веб-сервер OpenServer.
Рис. 3, 4 и 5 иллюстрируют работу приложения для данных из табл.1. Выбрана шкала отношений и критерий Крамера-Уэлча.
Таблица 1. Пример данных педагогического эксперимента
Видно, что начальные состояния экспериментальной и контрольной групп совпадают, а конечные – различаются. Следовательно, положительный эффект новой методики обучения подтверждается.
Библиографический список
- Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.
- Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М.: МЗ-Пресс, 2004.
- Современный учебник Javascript. URL: https://learn.javascript.ru.
- Электронная библиотека диссертаций. Российская государственная библиотека. URL: http://diss.rsl.ru.