«Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое»
М. Монтень
В условиях интеграции и глобализации все чаще и чаще сталкивается общество с совершенно новыми проблемами, требующих тщательного переосмысления установившихся подходов для определения роли и места государства и права в современном мире. Общественно-политическая жизнь наглядно показывает значимость и необходимость права и государства в деле по обеспечению безопасности, а также стабильности общества.
В современном мире формирование и развитие Российской Федерации представляется актуальной и интересной темой, прежде всего, в силу своей насущности. Новое правительство страны с первых месяцев пребывания у власти определило следующие приоритеты: – в области государственного управления – усиление исполнительной вертикали; – в экономической области – продолжение и расширение либеральных экономических реформ; – во внешнеполитической области – возвращение позиций великой державы, утраченных в прежний период.
Конституция — это основной закон государства, нормативно правовой акт, который имеет высшую юридическую силу и регулирует важные отношения общества: государственное устройство, избирательную систему, деятельность и принципы органов государственной власти, основные права и обязанности граждан.
Конституция Российской Федерации, которая действует сегодня, была принята всенародным голосованием (референдумом) в 12 декабря 1993 года. Состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается о принятии Конституции народом России; закреплении и утверждении гуманистических и демократических ценности; определении места нашей страны в современном мире. Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, которые фиксируют основы политической, общественной, экономической, правовой, социальной систем в Российской Федерации, а также свободы личности и основные права, федеративное устройство страны, положение органов публичной власти и порядок внесения в Конституцию изменений и её переоценки. Второй раздел определяет промежуточные и заключительные положения, служащие основой стабильности и преемственности конституционно-правовых норм.
Основной чертой Конституции является ее универсальность. Конституция воздействует абсолютно на все отрасли национального права, а также на отраслевое законодательство. При этом все без исключения институционные структуры равны перед законом [1, п.4 статья 13]. Безусловно, стоит отметить, что конституционные и других нормы права, которые являются едиными образцами деятельности человека, стандартизируют и определяют границы поступков граждан, их рамки, меру и объем возможного и надлежащего поведения.
Российское государство понимается в 2-х смыслах:
- Обусловленное территориальное образование, в котором осуществляется власть многонационального народа страны и присутствует государственный суверенитет;
- Особый аппарат, территориальная организация населения которого очерчивает пределы осуществления государственной власти. Эти границы означают территориальную неприкосновенность страны.
Конституция РФ закрепила основные характеристики российского государства:
- демократическое;
- федеративное;
- правовое;
- социальное:
- светское;
- с республиканской формой правления.
Демократическую природу Российской Федерации составляют:
- Демократия (народовластие) – представительное и непосредственное;
- федеративное устройство на основе соответствия и равенства субъектов;
- идеологическая и политическая многообразность.
Обеспечение прав и свобод гражданина, а также возможность народа осуществить свою власть через выборные учреждения, которые представляют интересы граждан и имеют право принимать законы, это и есть главные признаки демократического государства. Только при демократическом режиме становится возможным реализовать права и свободы в условиях законности и при полном прекращении самовольности государственных силовых структур.
Федеративное государство
Принципами, на основе которых строится федеративное устройство Российской Федерации, являются территориальное единство и целостность. Конституционный строй страны, в сфере государственного устройства, имеет определенную характерность:
- В состав входят равноправные субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономная область;
- единство, равноправие и самоопределение всех народов это и есть федеративное устройство государства.
- взаимоотношения с федеральными органами государственной власти основаны на принципе равноправия.
Правовое государство
Если главной целью государства является обеспечение прав и свобод людей, и оно полностью подчиняется деятельности права, то оно является правовым. Отличием правового государства считается высокий уровень авторитета государственности, а также абсолютное господство права. Принципиально иначе закрепляется соотношение государства и личности в Конституции РФ. Например, если в условиях тоталитарных режимов на первое место ставилось государство, то по Конституции на первое место ставится личность и ее политические и экономические права [1, статья 2].
Социальное государство
Государство, чья политика и деятельность направлена на создание достойных условий жизнедеятельности, является социальным. В таком государстве присутствуют определенные обязанности:
- охрана труда и здоровья людей;
- гарантированный минимальный размер заработной платы;
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- выплата пенсий и пособий;
- иные гарантии социальной защиты.
Светское государство
Государство, не имеющее определённой религии и не признающее обязательным или предпочтительным ни одно из вероисповеданий, является светским. Религия не оказывает влияние на государственную структуру, деятельность органов и их должностных лиц, на систему образования и другие сферы страны. Полное отстранение церкви от государства и отделение школы от церкви является обеспечением светского характера государства.
Республиканская форма правления
Российская Федерация является республикой, что подразумевает выборность главы государства [1, статья 1].
Суть республиканской формы правления состоит в том, что:
- во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;
- выборные или назначаемые органы государственной власти;
- установление федеральным законом срока полномочий органов власти.
Российская Федерация является смешанной республикой, где власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.
Значение основ конституционного строя весьма велико для понимания положений и глав Конституции в целом. Помните, что незнание закона не освобождает от ответственности – это главный принцип практически всех существующих на данный момент систем, которые обеспечивают стабильность общества. Он в той или иной мере встречается во всех странах, начиная со времен Древнего Рима. Этот принцип обязательно продолжит свое существование до того момента, пока не будет придумана более эффективная и продуманная законодательная система. Для любого человека важно иметь хотя бы базовое понимание тех законодательных норм и тех правовых аспектов, которые хотя бы касаются лично его. В любом случае детальное понимание законов может значительно облегчить жизнь, поможет чувствовать себя правым в определенных ситуациях и так далее. Если человек может в любой момент сослаться на тот или иной пункт закона, его крайне сложно обмануть.
«Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению»
Аристотель
Библиографический список
- “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки “Юриспруденция” (квалификация “бакалавр”) / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014.
- Государство и право в изменяющемся мире: материалы II научно-практической конференции с международным участием, Н. Новгород, 3 марта 2016 г. — Н. Новгород: ПФ ФГБОУВО «РГУП», 2017. — 860 с.