Разговор о предназначении культуры является размышлением, в первую очередь, о (социальном) значении явления в целом, а не об отдельных его элементах, что также имеет место быть.
В данном случае необходим «метафизический» взгляд на предназначение культуры в целом как феномена человеческого бытия: функции культуры становятся наиболее транспарентными в свете основополагающих подходов к определению культуры [1, 2, 3, 4, 5].
Адаптационизм – одно из важных «крупных» направлений к определению культуры. Соответственно, главная функция культуры в ракурсе этого определения будет «адаптивной»: культура помогает человеку приспособиться к окружающей среде.
Надёжным теоретическим подспорьем к необходимости осознания неизбежности этой функции как первичной (по отношению ко всем остальным функциям) является концепция А. Гелена – одного из основателей культурной антропологии, внёсшего большой вклад в понимание специфики человеческого бытия.
Работа А. Гелена «Человек, его природа и место в космосе» посвящена в том числе и вопросу «специализорованности» любого живого организма на земле, однако для человеческого вида это не характерно: «В противоположность ко всем высшим млекопитающим, человек определяется морфологически прежде всего недостатками, которые в точном биологическом смысле должны быть обозначены как неприспособленность, неспециализированность, как примитивизмы, т.е. как неразвитость – следовательно, в сущности негативно» [6].
Таким образом, человеку необходимо было восполнить, компенсировать биологическую несостоятельность, инструментом стала культура, которая помогла адаптироваться к окружающему миру; и человек не только выжил, но и в полной мере раскрыл и раскрывает свою природу. Разнообразие этносов, уже утерянных человечеством, угасающих («забытые голоса» [7, 8]) и ныне живущих, показывает величие и разнообразие искусственно созданной человеком среды – культурного мира.
Наряду с адаптационизмом существует идеационизм как ещё один теоретический «мейнстрим» в определении культуры, который рассматривает её в качестве «идеальной» сферы: это вся совокупность продуктов «духовного творчества» (наука, философия, религия, мифология, искусство).
Созданная таким образом, «прослойка» культуры наделена важнейшей функцией «производства смыслов» разных видов: ценности, знания, регулятивы – это то, без чего существование человечества также не представляется возможным. Человек («коллективный человек»), отвечая на многочисленные вопросы (собственного) бытия, должен, в первую очередь, изобрести ответ на главный вопрос – зачем всё это, в чём заключается смысл его наличного бытия.
И здесь на помощь приходит культура, в рамках которой и средствами которой человек находит ответ(ы) на главные вопросы о себе, производя (культурные) смыслы собственного существования.
Информационно-семиотическая концепция культуры сближает адаптационизм и идеационизм, рассматривая культуру как находящийся в непрерывном (информационном) процессе накопления, модернизации и передачи от поколения к поколению мир знаков, охватывающий предельно широкий круг объектов и явлений культуры.
Исходя из этого выделяется (в рамках этого подхода) «генеральная» функция культуры: информационная. Культура предстаёт как непрерывный информационный процесс, не имеющий аналогов в природе: информация «отделилась» от носителя, стала существовать в особом – культурном – мире, который наследуется, непрерывно обогащаясь.
На наш взгляд, все остальные (не менее значимые) функции культуры (например, функция интеграции, социализации, интеграции…) так или иначе «упакованы» в рамки трёх представленных выше подходов к пониманию и дефиниции феномена «культура» и являются конкретизацией («уточнением») их «генеральных» функций: адаптации, производства смыслов и передачи информации.
Библиографический список
- Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Проблема определения культуры // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84755 (дата обращения: 10.01.2018).
- Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Эволюция понятия «культура» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24577 (дата обращения: 10.01.2018).
- Антропова А.П., Пятилетова Л.В. Артефакты, смыслы и знаки как три аспекта феномена культуры // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/12/24745 (дата обращения: 10.01.2018).
- Матюнин В.А., Пятилетова Л.В. Западная культура: проблемы и противоречия // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/01/24772 (дата обращения: 10.01.2018).
- Матюнин В.А., Пятилетова Л.В. Культурология как учебная дисциплина в современном техническом вузе // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/01/24770 (дата обращения: 10.01.2018).
- Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. [Электронный ресурс]. URL: http://mykonspekts.ru/2-128820.html (дата обращения: 11.01.2018).
- Забытые голоса. Документальное кино. Франция. 20 серий [Электронный ресурс]. URL: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/27647/ (дата обращения: 11.01.2018).
- Дугарова Р. Страна, где убивают языки [Электронный ресурс]. URL: https://www.sibreal.org/a/28944422.html (дата обращения: 11.01.2018).