ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ AGILE В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ПУТЬ К УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА!

Тимофеева Сардана Дмитриевна1, Тимофеев Петр Устинович2
1МОБУ ЯГНГ «Айыы Кыhата» г. Якутска, учитель физики; руководитель кружка «Юный биофизик», «Энерджиквантум» Кванториума РС(Я) МБУ ДО «ДДТ»
2МОБУ ФТЛ им. В.П.Ларионова г. Якутска, учитель физики

Аннотация
Как стать успешным современному ученику в этом меняющемся мире?
Опыт работы показал, что успешность ученика зависит:
1) от командной работы: «Родитель – Ученик – Учитель. Все участники должны быть заинтересованы в равной степени в получении положительного результата, т.е успешного ученика, выпускника и студента…;
2) от умения использовать проектную деятельность в урочной и внеурочной работе;
3) от взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тимофеева С.Д., Тимофеев П.У. Применение принципов AGILE в урочной и внеурочной деятельности – путь к успешности ученика! // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/09/87627 (дата обращения: 20.04.2024).

Мы живём в быстро меняющемся мире. Он стал гораздо сложнее и непредсказуемее. Все меняется неожиданно и стремительно, кризис становится нормой жизни, скорость изменений неумолимо нарастает, сложность профессиональных задач возрастает.  И в этом мире каждый человек стремится найти свое место в жизни, реализовать свои способности и желания. Занятия любимым делом, принадлежность к определенной профессии дает человеку возможность самореализоваться и быть уверенным в своем будущем. А что ждет современного ученика в будущем? По информации «Атласа новых профессий», разработанной Агентством стратегических инициатив, появятся:

  1. Новые профессии;
  2. Изменяющиеся профессии;
  3. Профессии пенсионеры.

Как стать успешным современному ученику в этом меняющемся мире?

Опыт работы показал, что успешность ученика зависит:

1) от командной работы: «Родитель – Ученик – Учитель. Все участники должны быть заинтересованы в равной степени в получении положительного результата, т.е успешного ученика, выпускника и студента…;

2) от умения использовать проектную деятельность в урочной и внеурочной работе;

3) от взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Все эти пункты объединяют «Гибкие», т.е. AGILE–технологии в образовании. Мы создаем особое пространство, в котором каждый ребенок по желанию мог бы свободно и приятно для собственного развития заниматься образованием. Что значит свободно? Свободно – значит интересно, приятно, непринужденно и главное – с пользой!

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Успешность ученика зависит от командной работы:

«Родитель – Ученик – Учитель»!

1. Самой заинтересованной стороной в команде «Родитель – Ученик – Учитель» является родитель. А кто, как не родитель, лучше всего понимает ребенка, знает, что ему нужно и несет ответственность за результат. В итоге этой слаженной командной работы родитель получает бонусы на всю свою жизнь.

Жизненная ситуация: Все родители участвуют в разработке командных и индивидуальных траекторий по проектам или по подготовке к зачетам, ОГЭ и ЕГЭ. Задачей родителя является организация и стыковка всех видов активной деятельности вокруг своего ребенка, так чтобы ребенку было комфортно быть многозадачным. Также следят за соблюдением сроков «дедлайнов» и «спринтами».

2. Необходимо включить ученика в постановку целей, задач и оценку результатов образования.

Жизненная ситуация: Все индивидуальные траектории разрабатываются самими детьми с учетом предлагаемых образовательных маршрутов. А индивидуальные траектории составят в том случае, если они понимают свои потребности, желания, умеют анализировать, систематизировать и реально оценивать свои возможности и способности. Эти soft skill и hard skill качественнее и эффективнее приобретаются ребенком при взаимодействии урочной и внеурочной деятельности.

3. Роли учителя, педагога на Scrum занятиях: владелец продукта, скрам-мастер.

Жизненная ситуация: Ребенок должен понять, что вся наша жизнь состоит из «дедлайнов», «спринтов», целей, задач, траекторий, работы в команде и индивидуального «вложения» в проект и т.д. Для того чтобы ребенок понимал это, учитель, педагог должен стать НАСТАВНИКОМ в проекте под названием «Будущее ребенка» независимо от того, ребенок хочет поступить в ВУЗ, ССУЗ и кем хочет быть… 

Применение проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности

1. Проектная деятельность в урочной деятельности.

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты. И организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это интересно.

  • Проектная деятельность помогает в познании науки физики;
  • Проектная деятельность, именно на уроках, позволяет разрешить проблему количественных значений в физике, так как учащийся сначала постигает качественные, записанные в буквенном виде физические закономерности, а затем, используя компьютерные технологии, доказывает их количественно, видя на экране их наглядное представление;
  • Процесс обучения можно рассматривать как проект.

Жизненная ситуация: Процесс обучения можно рассматривать как проект. Ученики ставят цель себе завершить учебный год с определенными результатами. И начинают движение к ней, разбив путь на «спринты». Для начала необходимо с детьми разобрать суть  Agile, Scrum, Trello. Backlog «спринта» формирует учитель, выполняя роль владельца продукта. Также в начале применения этой технологии учитель играет роль Scrum – мастера.

2.        Проектная деятельность во внеурочной деятельности

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров, кинопросмотров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции и др.). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися. Организация проектной работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.

Жизненная ситуация: Дополнительная общеразвивающая программа «Энерджиквантум» реализуется в Детском технопарке «Кванториум» -  новом российском формате дополнительного образования детей в сфере инженерных наук, основанном на проектной командной деятельности. В «Кванториуме» реализуются проектно – ориентированные образовательные программы научно – технического и естественнонаучного направлений. Содержание программ соответствует стратегическим направлениям инновационного развития мировой и российской экономики, Национальной технологической инициативе.

Миссия Кванториума заключается в содействии ускоренному развитию инженерных, исследовательских навыков и изобретательского мышления детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедрению эффективных моделей образования, доступных для тиражирования во всех регионах страны и республики.

Образовательная среда Кванториума – это

  • среда ускоренного технического развития детей;
  • пространство интеллектуальной смелости;
  • условия для формирования изобретательского и рационализаторского мышления;
  • опережающие технологии развития детей.

Инфраструктура детского технопарка «Кванториум» в городе Якутске – это 8 специальных современных лабораторий: Аэроквантум, Космоквантум, Геоквантум, Робоквантум, Энерджиквантум, IT-квантум, VR/ARквантум, Нейроквантум и высокотехнологичный хайтек – цех, оснащенный лучшим высокоточным оборудованием, от станков механо- и термообработки до уникального программного обеспечения для проведения экспериментов и демонстрации опытов.

Образовательная программа «Кванториума» основана на проектной деятельности, базируется на технологических кейсах и делится на модули (образовательные линии) по возрастающей сложности, предусматривает привитие учащимся навыков прохождения полного жизненного цикла создания инженерного продукта, сквозных изобретательских компетенций.

Дополнительная общеразвивающая программа «Энерджиквантум» является частью образовательной программы Кванториума.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности

Добиться формирования всесторонне развитой личности можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, являющихся важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к учащимся и учета их познавательной потребности.  Только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности создаются условия, способствующие:

  • Повышению активности ученика как субъекта обучения;
  • Творческому сотрудничеству между педагогами и учащимися;
  • Ориентации деятельности учащихся на успех;
  • Вариативности форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности;
  • Метапредметному подходу, обеспечивающему переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности;
  • Формированию общечеловеческих ценностей.

Неталантливых детей нет. Нужно только постараться выявить способности детей и содействовать их развитию.

Процесс формирования всесторонне развитой личности двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие учителей, педагогов, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.

Процесс воспитания будет успешным только в том случае, если ребенок будет сам стремиться к саморазвитию, если у него появится желание и интерес к определенному виду деятельности.

Применение принципов AGILE в урочной и внеурочной деятельности учителем, педагогом – путь к успешности ученика!


Библиографический список
  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.
  3. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведении и органов образования. – 2009. – № 1.
  4. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 2.
  5. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
  6. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
  7. Масюкова Н.Г., зав. кафедрой гуманитарных дисциплин СКИПКРО. Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации «Учитель года» по истории и обществознанию.
  8. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий.
  9. Arno        Delhij, Rini     van      Solingen и Willy        Wijnands. Руководство по eduScrum “Правила игры”, 2015.
  10. Афонин Сергей. Применение SCRUM в учебной деятельности, 2018.
  11. Гульчевская Наталья. Agile в образовании, 2018.
  12. Атлас новых профессий, http://atlas100.ru/, 2014.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тимофеева Сардана Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация