СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОВЕДЕНИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Отбоева Сэсэгма Доржиевна
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
кандидат социологических наук, доцент кафедры системы информатики

Аннотация
Статья посвящена особенностям применения информационных технологий на разных этапах социологического исследования.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Отбоева С.Д. Современные информационные технологии в проведении социологических исследованиях // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/09/87614 (дата обращения: 18.04.2024).

В настоящее время применение информационных технологий становится популярным при проведении социологического опроса.

Информационная технология – есть совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [1]. Таким образом, авторы считают, что информационная технология активно внедряется в сферу социологии [2].

Применение программных и технических средств позволяют решать множество проблем, получать различные информации об областях жизни современного общества. Из этого следует, что существует огромное количество специализированных программных продуктов, которые облегчают в разные этапы при проведении социологического исследования, то есть составление программы исследования до анализа полученных данных и составления отчета о проделанной работе [3].

При проведении социологического исследования обязательно нужно пройти четыре этапа, которые рассмотрены на рисунке 1. Множество информационных технологий используются на каждом этапе.

Рисунок 1. Этапы проведения социологического исследования

На каждом этапе социологического исследования используются наиболее подходящие программные продукты такие как: всемирная глобальная сеть Интернет служит источником информации о рассматриваемом объекте; MWord в основном используется при создании бланков анкет и формирования итогового отчета; при реализации базового вычисления и моделирования данных социального опроса (графическое представление данных, встроенные функции разных категорий, методы статической обработки данных и т.д.) – MExcel; для представления отчетной информации и их публикации широко применяется для презентаций программа MPowerPoin.

Наиболее известными сервисами в среде социологов являются формы Google, сервис WebAnketa, Анкетёр, CreateSurvey, Анкетолог, Aeterna и многие другие [4].

Далее коротко остановимся на среде социологов формы Google, которые используются чаще в наше время (проведение интернет-опроса).

Форма Google широко применяется учителями школ, преподавателями вузов, а также студентами. Она удобна тем, что предназначена для проведения различных опросов, создании анкет, викторин, а также тестов. Также следует сказать, что любому участнику для эффективной работы необходимо обладать хотя бы начальным уровнем в работе с информационными технологиями, а также быть зарегистрированным в Google. Технические средства: компьютер, смартфон, или ноутбук, выход в интернет, но и конечно же Браузер Google Chrome.

При работе с Google Формами разработчику предоставляется конструктор форм (опросов), которые сохраняются на Google Диске.

Сервисы Google дают возможность создавать, проводить и анализировать результаты опроса в рамках единой инструментальной среды, студентами и преподавателями учебных заведений. Важной особенностью Google Forms является и то, что результаты опросов удобно собираются и анализируются без применения какого-то специального функционала. Их также можно выгрузить в файл или экспортировать в таблицу Google Docs в реальном времени [5].

Делая вывод, можно сказать, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в социологии – направление довольно перспективное и требует дальнейшей разработки.


Библиографический список
  1. Тулохонова И.С., Алтаев А.А. Основы информационных технологий и автоматизированного управления в экономике: учеб. пособ. Улан-Удэ: Изд-вл ВСГТУ, 2011.
  2. Мальцева А.В. Современные информационные технологии в обеспечении прикладных исследовательских задач в социально-культурной сфере//Известия Алтайского гос. универст., 2009. №1. С.143
  3. Иванова И.А., Махныткина О.В. Современные информационные технологии в социологических исследованиях // НоваИнфо. 2015. №34-2 –https://novainfo.ru/article/3709 (дата обращения 13.08.2018).
  4. Мальцева А.В. Современные информационные технологии в обеспечении прикладных исследовательских задач в социально-культурной сфере//Известия Алтайского гос. универст., 2009. №1. С.143
  5. Google Forms для анализа целевой аудитории и не только. URL: http://blog.getgoodrank.ru/google-forms-dlya-analiza-celevoj-auditorii-i-ne-tolko// (дата обращения: 15.08.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сэсэгма Доржиевна Отбоева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация