ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Лихонос Валерия Олеговна
Таганрогский институт управления и экономики
магистрант 2 курса кафедры управления

Аннотация
Актуальность темы определяется необходимостью развития организаций в рыночных условиях нестабильности и повышенного риска, что требует от хозяйствующих субъектов концентрации ресурсов и сил, выбора правильной стратегии. Применение методов стратегического анализа позволяет организации адаптироваться к негативным факторам внешней среды, посредством прогнозирования ситуации, а также определить факторы успеха. В статье рассматривается опыт проведения SWOT-анализа, как основного метода стратегического анализа, предприятия общественного питания для определения рыночного положения.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лихонос В.О. Использование методов стратегического анализа в управлении предприятием общественного питания // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/09/87497 (дата обращения: 14.03.2024).

В настоящее время существует немалое количество видов и методик для проведения стратегического анализа любого хозяйствующего субъекта. Рассмотрим наиболее часто используемые более подробно.

Одним из наиболее популярных таких методов является SWOT-анализ. Известность данного метода заключается с тем, что он прост, доступен и универсален, но при этом, у него существует возможность комплексного взгляда на компанию и ее деловую среду [1, с.64].

SWOT-анализ определяет слабые и сильные стороны организации, а также угрозы и возможности, которые исходят из его ближнего окружения, т.е. внешней среды.

Strength − сильная сторона: внутренняя характеристика предприятия, имеющее выгодное отличие наряду с другими организациями.

Weakness − слабая сторона: внутренняя характеристика предприятия, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой), и которую предприятие в силе улучшить.

Opportunity − возможность: характеристика внешней среды предприятия(т.е. рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса.

Threat − угроза: характеристика внешней среды предприятия (т.е. рынка), которая снижает привлекательность рынка для всех участников.

На базе последовательного проведения анализа перечисленных факторов, руководство организации принимает решения по изменению целей и стратегии фирмы (продуктовых, функциональных, корпоративных, управленческих, ресурсных), которые способствуют определению ключевых моментов деятельности предприятия. [2, с.345]

Целью SWOT-анализа является определение главных направлений развития организации при помощи систематизации имеющихся информационных данных о слабых и сильных сторонах предприятия, а также о потенциальных угрозах и возможностях.

С целью оценки рыночных позиций предприятия общественного питания проведем SWOT-анализ. Для сопоставления возможностей организации условиям рынка применяется матрица SWOT-анализа. Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы. [3, с.710]На пересечении разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и возможности); «СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей нужно рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. При проведении SWOT-анализа,  были определены  6 сильные и  4 слабые стороны, 4 благоприятных возможности и  3 угрозы в приложении Б.

На основании данных SWOT-анализа была составлена матрица возможностей и угроз сильных и слабых сторон предприятия

Таблица 1 – Матрица SWOT-анализа для компании

Возможности:

  1.  Программа долгосрочного социально-экономического развития России.
  2. Уровень жизни населения – оплата труда в городе повышается
  3. Ввод новых программ бухгалтерского учета, оснащение кухни новыми амортизационными системами
  4. Увеличение числа трудоспособного населения рынка

Угрозы:

  1. Изменения в законодательстве и изменения в нормативных актах, требованиях к помещению и другие
  2. Снижение демографического потенциала
  3. Угроза товара-заменителей

 

Сильные стороны:

  1. Высококвалифицированный персонал
  2. Наличие возможности обучения и развития кадров
  3. Оплата труда не ниже средней и выдается в установленный срок
  4. Карьерный рост
  5. Безналичный расчет
  6. Высокий уровень обслуживания

Силы и возможности

Увеличение сегмента на рынке общепита, при помощи

расширения ассортимента предоставляемой продукции и квалифицированного персонала  безналичного расчета.

Удачное место расположения в центре города так же можно использовать как средство дополнительного привлечение клиентов.

Силы и угрозы

Угроза товара-заменителей может уменьшить интерес потенциальных клиентов.

Повышение законодательных норм, может сократить возможности предоставления услуг

 

Слабые стороны:

  1. Высокая арендная плата, из-за местоположения
  2. Кадровая текучесть среди барменов и официантов, что обуславливается полной занятостью не подходящей для студентов, а именно студенту заняты в данных должностях
  3. Нестабильные объемы реализации
  4. Слабая организация маркетинга

Слабости и возможности

Повышение издержек арендной платы.

Незнание некоторым сегментом рынка о нахождении данной организации из-за слабой маркетинговой активности, и как следствие уменьшение прибыли

 

Слабости и угрозы

Угроза товара-заменителей и кадровая текучестьмогут уменьшить прибыль организации. Необходимо разработать меры по мотивации сотрудников для предотвращения

текучести.

На основе результатов матричной формы SWOT-анализа предприятия построим табличную форму SWOT-анализа (табл.2).

Таблица 2 – Табличная форма  SWOT-анализа предприятия: стратегическая позиция компании в конкурентной среде

Внешняя среда

Внутренняя среда

Слабые стороны

Сильные стороны

Высокая арендная плата, из-за местоположения (центр города)

Кадровая текучесть среди барменов и официантов, что обуславливается полной занятостью не подходящей для студентов, а именно студенту заняты в данных должностях

Нестабильные объемы реализации

Слабая организация маркетинга

Итого:

Высококвалифицированный персонал

Наличие возможности обучения и развития кадров

Оплата труда не ниже средней и выдается в установленный срок

Карьерный рост

Безналичный расчет

Высокий уровень обслуживания

Итого:

Всего:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Возможности
Программа долгосрочного социально-экономического развития России.

-1

0

0

-2

-3

2

3

3

3

0

0

11

8

Уровень жизни населения – оплата труда в городе повышается

-2

-2

-3

-3

-10

3

3

3

3

3

3

18

8

Ввод новых программ бухгалтерского учета, оснащение кухни новыми амортизационными системами

0

-1

-2

-2

-5

1

2

2

2

0

2

9

4

Увеличение числа трудоспособного населения

-2

-3

-1

-3

-9

2

2

3

3

2

3

15

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Угрозы

 

Изменения в законодательстве и изменения в нормативных актах, требованиях к помещению и другие

0

-1

-1

-1

-3

1

2

2

2

0

2

7

4

Снижение демографического потенциала

-1

-2

-1

-1

-5

1

0

2

2

1

1

7

2

Угроза товара-заменителей

-3

-2

-3

-3

-11

1

2

2

3

3

3

14

3

Итого:

-9

-11

-11

-15

-44

11

14

17

18

9

14

81

35

Результаты табличной формы  SWOT-анализа показывают, что предприятию необходимо уделять большое внимание таким факторам как: изменения в законодательстве и изменения в нормативных актах, требованиях к помещению и другие, снижение демографического потенциала, угроза товара-заменителей. При определении путей улучшения конкурентных достижений предприятию необходимо более полно использовать имеющиеся благоприятные условия внешней среды: программа долгосрочного социально-экономического развития России, уровень жизни населения – оплата труда в городе повышается, ввод новых программ бухгалтерского учета, оснащение кухни новыми амортизационными системами, увеличение числа трудоспособного населения.[4, с.601]

Как видно из SWOT-анализа, предприятию нужно стремиться разработать конкурентную стратегию, основанную на сильных сторонах и возникающих возможностей посредством преодоления потенциальных внутренних слабостей.


Библиографический список
  1. Паничкина М.В. Экономические аспекты стратегического управления предприятием. Учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей ФБФО. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 64 с
  2. Боровская М.А, Паничкина М.В., Шевченко И.К. и др. Компаративистика моделей стратегического развития социально-экономических систем (монография)/ Под. ред. М.А. Боровской, И.К. Шевченко. Издат-во Технологического института ЮФУ. 2012 г.  345с. С. 195-317
  3. Семенова Л.Д. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Л.Д. Семенова – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015. – 710 с.
  4. Уткин И.Ф. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / И.Ф. Уткин – М.: ИНФРА-М, 2016. – 601 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лихонос Валерия Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация