В настоящее время существует немалое количество видов и методик для проведения стратегического анализа любого хозяйствующего субъекта. Рассмотрим наиболее часто используемые более подробно.
Одним из наиболее популярных таких методов является SWOT-анализ. Известность данного метода заключается с тем, что он прост, доступен и универсален, но при этом, у него существует возможность комплексного взгляда на компанию и ее деловую среду [1, с.64].
SWOT-анализ определяет слабые и сильные стороны организации, а также угрозы и возможности, которые исходят из его ближнего окружения, т.е. внешней среды.
Strength − сильная сторона: внутренняя характеристика предприятия, имеющее выгодное отличие наряду с другими организациями.
Weakness − слабая сторона: внутренняя характеристика предприятия, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой), и которую предприятие в силе улучшить.
Opportunity − возможность: характеристика внешней среды предприятия(т.е. рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса.
Threat − угроза: характеристика внешней среды предприятия (т.е. рынка), которая снижает привлекательность рынка для всех участников.
На базе последовательного проведения анализа перечисленных факторов, руководство организации принимает решения по изменению целей и стратегии фирмы (продуктовых, функциональных, корпоративных, управленческих, ресурсных), которые способствуют определению ключевых моментов деятельности предприятия. [2, с.345]
Целью SWOT-анализа является определение главных направлений развития организации при помощи систематизации имеющихся информационных данных о слабых и сильных сторонах предприятия, а также о потенциальных угрозах и возможностях.
С целью оценки рыночных позиций предприятия общественного питания проведем SWOT-анализ. Для сопоставления возможностей организации условиям рынка применяется матрица SWOT-анализа. Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы. [3, с.710]На пересечении разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и возможности); «СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей нужно рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. При проведении SWOT-анализа, были определены 6 сильные и 4 слабые стороны, 4 благоприятных возможности и 3 угрозы в приложении Б.
На основании данных SWOT-анализа была составлена матрица возможностей и угроз сильных и слабых сторон предприятия
Таблица 1 – Матрица SWOT-анализа для компании
Возможности:
|
Угрозы:
|
|
Сильные стороны:
|
Силы и возможности Увеличение сегмента на рынке общепита, при помощи расширения ассортимента предоставляемой продукции и квалифицированного персонала безналичного расчета. Удачное место расположения в центре города так же можно использовать как средство дополнительного привлечение клиентов. |
Силы и угрозы Угроза товара-заменителей может уменьшить интерес потенциальных клиентов. Повышение законодательных норм, может сократить возможности предоставления услуг
|
Слабые стороны:
|
Слабости и возможности Повышение издержек арендной платы. Незнание некоторым сегментом рынка о нахождении данной организации из-за слабой маркетинговой активности, и как следствие уменьшение прибыли
|
Слабости и угрозы Угроза товара-заменителей и кадровая текучестьмогут уменьшить прибыль организации. Необходимо разработать меры по мотивации сотрудников для предотвращения текучести. |
На основе результатов матричной формы SWOT-анализа предприятия построим табличную форму SWOT-анализа (табл.2).
Таблица 2 – Табличная форма SWOT-анализа предприятия: стратегическая позиция компании в конкурентной среде
Внешняя среда |
Внутренняя среда |
||||||||||||||||||
Слабые стороны |
Сильные стороны |
||||||||||||||||||
Высокая арендная плата, из-за местоположения (центр города) |
Кадровая текучесть среди барменов и официантов, что обуславливается полной занятостью не подходящей для студентов, а именно студенту заняты в данных должностях |
Нестабильные объемы реализации |
Слабая организация маркетинга |
Итого: |
Высококвалифицированный персонал |
Наличие возможности обучения и развития кадров |
Оплата труда не ниже средней и выдается в установленный срок |
Карьерный рост |
Безналичный расчет |
Высокий уровень обслуживания |
Итого: |
Всего: |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
||||||
Возможности | |||||||||||||||||||
Программа долгосрочного социально-экономического развития России. |
-1 |
0 |
0 |
-2 |
-3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
11 |
8 |
||||||
Уровень жизни населения – оплата труда в городе повышается |
-2 |
-2 |
-3 |
-3 |
-10 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
8 |
||||||
Ввод новых программ бухгалтерского учета, оснащение кухни новыми амортизационными системами |
0 |
-1 |
-2 |
-2 |
-5 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
9 |
4 |
||||||
Увеличение числа трудоспособного населения |
-2 |
-3 |
-1 |
-3 |
-9 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
15 |
6 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
||||||
Угрозы |
|
||||||||||||||||||
Изменения в законодательстве и изменения в нормативных актах, требованиях к помещению и другие |
0 |
-1 |
-1 |
-1 |
-3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
7 |
4 |
||||||
Снижение демографического потенциала |
-1 |
-2 |
-1 |
-1 |
-5 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
7 |
2 |
||||||
Угроза товара-заменителей |
-3 |
-2 |
-3 |
-3 |
-11 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
14 |
3 |
||||||
Итого: |
-9 |
-11 |
-11 |
-15 |
-44 |
11 |
14 |
17 |
18 |
9 |
14 |
81 |
35 |
Результаты табличной формы SWOT-анализа показывают, что предприятию необходимо уделять большое внимание таким факторам как: изменения в законодательстве и изменения в нормативных актах, требованиях к помещению и другие, снижение демографического потенциала, угроза товара-заменителей. При определении путей улучшения конкурентных достижений предприятию необходимо более полно использовать имеющиеся благоприятные условия внешней среды: программа долгосрочного социально-экономического развития России, уровень жизни населения – оплата труда в городе повышается, ввод новых программ бухгалтерского учета, оснащение кухни новыми амортизационными системами, увеличение числа трудоспособного населения.[4, с.601]
Как видно из SWOT-анализа, предприятию нужно стремиться разработать конкурентную стратегию, основанную на сильных сторонах и возникающих возможностей посредством преодоления потенциальных внутренних слабостей.
Библиографический список
- Паничкина М.В. Экономические аспекты стратегического управления предприятием. Учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей ФБФО. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 64 с
- Боровская М.А, Паничкина М.В., Шевченко И.К. и др. Компаративистика моделей стратегического развития социально-экономических систем (монография)/ Под. ред. М.А. Боровской, И.К. Шевченко. Издат-во Технологического института ЮФУ. 2012 г. 345с. С. 195-317
- Семенова Л.Д. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Л.Д. Семенова – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015. – 710 с.
- Уткин И.Ф. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / И.Ф. Уткин – М.: ИНФРА-М, 2016. – 601 с.