Комедия Фонвизина «Недоросль» написана в рамках классицизма. Автор поднимает несколько нравственных вопросов в этом произведении и заставляет нас задуматься над ними, а точнее о героях, которые непосредственно замешаны в этих проблемах. Он раскрывает достаточно разные характеры. Зачастую для этого авторы используют художественные приёмы. Антитеза – выразительное средство языка, основанное на противопоставлении, позволяет наиболее полно раскрыть характеры героев в произведении.
Госпожа Простакова – полная противоположность Стародуму. Это наглая, алчная, завистливая дама, не имеющая никакого представления о нравственном воспитании. Она главенствует над всеми, показывая свой эгоистический характер. В сцене с тришкиным кафтаном барыня ведёт себя нахально, не имея никакого уважения к прислуге. Она уверена, что все должны подчиняться ей беспрекословно. Даже мужу приходится потакать жене-тиранке и соглашаться во всём. Для Простаковой счастье заключается в знатности и богатстве. Также в ней присутствует двуличность. В сцене встречи со Стародумом барышня изменила тон, когда узнала, кто он на самом деле [1].
Стародум – авторский идеал. Он выступает в роли резонёра, рупора идей автора и изрекает мысли Фонвизина на образование и воспитание. Это опытный и мудрый человек, для которого прямое достоинство – душа: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Стародум знает, что деньги – не самый важный показатель, как говорит он в беседе с Правдиным. Одним словом, полная противоположность завистливой Простаковой. Кроме этого, Фонвизин противопоставляет две жизненные позиции. Кредо Простаковой – воспитать в сыне барина, который умеет подчинять. Это проявляется в сцене учения Митрофанушки. Кредо Стародума – в человеке главное – душа, а не наличие чина [2].
Лучший способ раскрыть характер человека – сравнить его с другим. Благодаря этому яркому контрасту, читатель с лёгкостью может увидеть все достоинства и недостатки героев. Итак, роль антитезы в произведении заключается в раскрытии одного характера на фоне другого.
Библиографический список
- Зверева Т.В. Мысль о бессмертии в комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль” // Филологический класс. №15. -2006. С. 41-44
- Тимофеев Л.В. Вокруг прототипа Митрофанушки Дениса Фонвизина // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2016. № 3 (11). С. 216-233.