Современные социально-экономические условия предъявляют высокие требования к профессиональной медицинской деятельности, особенно к его личностным характеристикам. Именно поэтому актуальным является вопрос о том, какие личностные качества определяются характеристиками темперамента и в каких взаимосвязях они находятся между собой.
Проведение исследований поведения и личности являются наиболее трудными с точки зрения выявления взаимодействия конкретных характеристик специалиста, зависимых от особенностей его темперамента и других личностных качеств.
Специальные исследования темперамента показывают непосредственную зависимость его от свойств нервной системы [1]. Темперамент является основой для развития характера и динамики действий специалиста, следовательно, он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. В свою очередь характер неразрывно связан с содержательной стороной личности [2].
Цель исследования: установление связи между темпераментом и свойствами личности наиболее важными для профессиональной деятельности медицинского работника.
Объект исследования: выборка общей численностью 114 человек обоего пола (30 мужчин и 84 женщины), которые имели возраст от 16 до 20 лет и представляли собой студентов 1÷4 курсов медицинского колледжа Российского университета транспорта (МИИТ).
Обработка результатов производилась с помощью программы SPSS Statistics 17,0 [3] и Excel из пакета Microsoft Office 2007.
Роль личностных качеств специалиста сестринского и лечебного дела важна в его профессиональной деятельности. Личностные качества данной категории, необходимые в работе с людьми, можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические качества личности: собранность, внимательность, терпение, самообладание, умение понять собеседника, пациента и хорошая физическая форма. Ко второй – психологические качества, характеризующие специалиста как личность: рефлексия, умение управлять своими эмоциями. К третьей группе – психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие, чуткость, доброжелательность, вежливость и другие.
Программа исследования включала три психодиагностические методики:
– многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия С);
– опросник темперамента Я. Стреляу, адаптация Даниловой Н.Н., Шмелева А.Г.;
– многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (Маклаков А.Г., Чермянин С.В.).
Для математической обработки использовались количественные оценки силы процессов возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов индивидов, определенные по опроснику темперамента Я. Стреляу; основные личностные факторы: показатель уровня межличностной общительности (фактор А), показатель общего уровня культуры (фактор В), показатель эмоциональной устойчивости (фактор С), показатель доминантности (фактор Е), показатель эмоциональной окрашенности и доминантности в процессах общения (фактор F), показатель нормативности поведения (фактор G), показатель активности в социальных контактах (фактор Н), показатель эмоционального отношения к людям (фактор L), показатель уровня развития воображения (фактор М), показатель тревожности (фактор О), показатель восприимчивости к новому и аналитичности мышления (фактор Q1), показатель зависимости от группы (фактор Q2), показатель волевых характеристик личности (фактор Q3), показатель эмоциональной напряженности (фактор Q4); факторы второго порядка: показатель личностного уровня тревожности (фактор F1), показатель общей направленности личности вовне или на внутренние переживания экстраверсия-интраверсия (фактор F2). «Сырые» баллы, полученные по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттелла 16PF (версия С) переводились в стены. Из моногоуровнего личностного опросника «Адаптивность» были использованы шкалы первого уровня, которые соответствует базовым шкалам стандартизированного многофакторного метода исследования личности СМИЛ (Собчик Л.Н., модифицированный тест MMPI). Из 10 шкал были отобраны 6 как наиболее соответствующие замыслу исследования: шкала депрессии (2, D), шкала истерии (3, Hy), шкала паранойяльности (6, Pa), шкала психастении (7, Pt), шкала шизоидности (8, Sc) и шкала социальной интроверсии (0, Si), полученные «сырые» баллы для корректного сравнения были переведены в Т-баллы.
На первом этапе исследования выяснялась форма распределения полученных данных с точки зрения ее отклонения от нормальной. Применялись методы описательной статистики для изучения структуры и строения распределений по шкалам и переменным:
– характеристики положения (мода, медиана, среднее арифметическое);
– характеристики рассеивания (размах, дисперсия, стандартное отклонение);
– характеристики ассиметрии и эксцесса.
В качестве примера приведем описательные статистики данных, полученных по методике изучения структуры темперамента Я. Стреляу (Таб. 1).
Таблица 1. Описательные статистики характеристик темперамента.
Уровень силы процессов возбуждения |
Уровень силы процессов торможения |
Уровень подвижности нервных процессов |
|
Валидные |
106 |
106 |
106 |
Пропущенные |
8 |
8 |
8 |
Среднее |
57,89 |
53,59 |
58,60 |
Стандартная ошибка среднего |
1,249 |
1,008 |
1,125 |
Медиана |
58,00 |
52,78 |
57,89 |
Мода |
66 |
50 |
56 |
Стандартное отклонение |
12,861 |
10,377 |
11,583 |
Дисперсия |
165,397 |
107,672 |
134,165 |
Асимметрия |
- 0,406 |
- 0,110 |
- 0,295 |
Стандартная ошибка асимметрии |
0,235 |
0,235 |
0,235 |
Эксцесс |
- 0,041 |
- 0,172 |
- 0,361 |
Стандартная ошибка эксцесса |
0,465 |
0,465 |
0,465 |
Размах |
60 |
52 |
53 |
Как видно из приведенной таблицы распределение эмпирических значений переменных (асимметрия и эксцесс) незначительно отличаются от нормального, т.е. мы можем применять параметрические методы исследования к этим данным.
Обращает на себя внимание существенное расхождение в значениях средних между данным исследованием и исследованием, проведенным в 1985 году Н.Н. Даниловой и А.Г. Шмелевым при адаптации методики Я. Стреляу [4] (Таб. 2).
Превышают нормативные значения показателя среднее + стандартное отклонение по уровню силы процессов возбуждения на 69%, по уровню силы процессов торможения на 78%, по уровню подвижности нервных процессов на 71%. Такое значительное отклонение вызывает сомнения в корректности применения нормативных значений теста Я. Стреляу и требует дополнительных исследований данного феномена. Для данного исследования выявленное несоответствие не имело значения и было проигнорировано.
Таблица 2. Сравнительная таблица средних значений.
Исследование Н.Н.Даниловой, А.Г.Шмелева |
Настоящее исследование |
|||
среднее |
стандартное отклонение |
среднее |
стандартное отклонение |
|
Уровень силы процессов возбуждения |
37 |
12 |
58 |
13 |
Уровень силы процессов торможения |
32 |
11 |
54 |
10 |
Уровень подвижности нервных процессов |
36 |
12 |
59 |
12 |
На втором этапе исследования проводился анализ связей между характеристиками темперамента и свойствами личности (16PF Кеттелла), патохарактерологическими особенностями личности (МЛО «Адаптивность»). Некоторые эмпирические данные по соответствующим шкалам и переменным отличаются от нормального распределения, поэтому для большей надежности в качестве меры корреляции использовались коэффициент линейной корреляции r – Пирсона и коэффициент ранговой корреляции ρ – Спирмена.
Формулируем статистические гипотезы.
Н0: Корреляция между свойствами темперамента и исследуемыми характеристиками личности не отличается от нуля.
Н1: Корреляция между свойствами темперамента и исследуемыми характеристиками личности достоверно отличается от нуля.
Для облегчения принятия решения чертим «ось значимости». Так как количество наблюдений для всех пар переменных одинаковое, критические значения коэффициентов линейной корреляции r – Пирсона и ранговой корреляции ρ – Спирмена идентичны, поэтому достаточно одной общей «оси значимости» (рис. 1).
Рисунок 1. Ось значимости
Показатели связей изучаемых переменных представлены в таблице 3.
Таблица 3. Показатели корреляции между характеристиками темперамента и личностными факторами 16 PF Кеттелла, типологическими характеристиками личности.
Коэффициенты корреляции r – Пирсона ρ – Спирмена |
Уровень силы процессов возбуждения |
Уровень силы процессов торможения |
Уровень подвижности нервных процессов |
|||
r |
ρ |
r |
ρ |
r |
ρ |
|
Фактор А – межличностная общительность |
0,221* |
0,217* |
0,038 |
0,037 |
0,311** |
0,305** |
Фактор С – эмоциональная устойчивость |
0,357*** |
0,335*** |
0,204* |
0,253** |
0,260** |
0,214* |
Фактор Е – доминантность |
0,152 |
0,148 |
- 0,177 |
- 0,155 |
0,255** |
0,253** |
Фактор F – сдержанность-импульсивность |
0,279** |
0,263** |
0,040 |
0,040 |
0,462*** |
0,461*** |
Фактор G – нормативность поведения |
0,303** |
0,310** |
0,473*** |
0,509*** |
0,262** |
0,223* |
Фактор Н – активность в социальных контактах |
0,519*** |
0,537*** |
0,085 |
0,094 |
0,519*** |
0,516*** |
Фактор L – эмоциональное отношение к людям |
- 0,041 |
- 0,057 |
- 0,292** |
- 0,300** |
- 0,081 |
- 0,105 |
Фактор О – тревожность |
- 0,221* |
- 0,242* |
- 0,274** |
- 0,296** |
- 0,256** |
- 0,235* |
Фактор Q2 – зависимость от группы |
- 0,305** |
- 0,253** |
- 0,116 |
- 0,090 |
- 0,358*** |
- 0,307** |
Фактор Q3 – волевые характеристики |
0,299** |
0,258** |
0,160 |
0,200* |
0,069 |
0,008 |
Фактор Q4 – эмоциональная напряженность |
- 0,258** |
- 0,212* |
- 0,216* |
- 0,238* |
- 0,030 |
0,043 |
Фактор 2 порядка – тревожность |
- 0,425*** |
- 0,396*** |
- 0,328*** |
- 0,373*** |
- 0,323** |
- 0,278** |
Фактор 2 порядка – экстраверсия |
0,480*** |
0,483*** |
0,040 |
0,070 |
0,588*** |
0,583*** |
Шкала депрессии |
- 0,302** |
- 0,272** |
- 0,084 |
- 0,024 |
- 0,355*** |
- 0,307** |
Шкала психастении |
- 0,386*** |
- 0,384*** |
- 0,278** |
- 0,301** |
- 0,315** |
- 0,315** |
Шкала шизоидности |
- 0,316** |
- 0,250* |
- 0,304** |
- 0,259** |
- 0,325*** |
- 0,238* |
Шкала социальной интроверсии |
- 0,371*** |
- 0,300** |
- 0,011 |
- 0,034 |
- 0,327*** |
- 0,231* |
***. Корреляция значима на уровне 0.001.
**. Корреляция значима на уровне 0.01.
*. Корреляция значима на уровне 0.05.
В результате исследования установлено:
1. Прямая линейная и ранговая корреляции уровня процессов возбуждения с показателями эмоциональной устойчивости (фактор С), активности в социальных контактах (фактор Н) и экстраверсией (фактор F2) на 1‰ уровне значимости, а с показателями нормативности поведения (фактор G), эмоциональной насыщенности (фактор F) и волевыми характеристиками личности (фактор Q3) на 1% уровне значимости. Обратная линейная и ранговая корреляции уровня процессов возбуждения с показателями личностного уровня тревожности (фактор F1) и показателями по шкале психастении на 1‰ уровне значимости, с показателями зависимости от группы (фактор Q2), эмоциональной напряженности (фактор Q4) и показателями по шкалам социальной интроверсии, шизоидности, депрессии на 1% уровне значимости.
2. Прямая линейная и ранговая корреляции уровня процессов торможения с показателями нормативности поведения (фактор G) на 1‰ уровне значимости, а с показателями эмоциональной устойчивости (фактор С) на 1% уровне значимости. Обратная линейная и ранговая корреляции с показателем личностного уровня тревожности (фактор F1) на 1‰ уровне значимости, с показателями эмоционального отношения к людям (фактор L), тревожности (фактор О), шкал психастении и шизоидности на 1% уровне значимости.
3. Прямая линейная и ранговая корреляции уровня подвижности нервных процессов с показателями эмоциональной окрашенности и доминантности в процессах общения (фактор F), активности в социальных контактах (фактор Н), и экстраверсии-интраверсии (фактор F2) на 1‰ уровне значимости, с показателями уровня межличностной общительности (фактор А) и доминантности (фактор Е) на 1% уровне значимости. Обратная линейная и ранговая корреляции с показателями зависимости от группы (фактор Q2), личностного уровня тревожности (фактор F1), значениями шкал депрессии, шизоидности и социальной интроверсии на 1‰ уровне значимости, с показателями шкалы психастении на 1% уровне значимости.
Для всех указанных переменных отвергается нулевая и принимается альтернативная статистическая гипотеза Н1: Корреляция между свойствами темперамента и исследуемыми характеристиками личности достоверно отличается от нуля.
Выводы.
1. Уровень силы процессов возбуждения прямо пропорционален выраженности эмоциональных (С, G, F, Q3) и коммуникативных (A, F2, H) характеристик личности, которые играют решающую роль в установлении межличностного контакта психолога, социального работника с клиентом. Обратно пропорционален выраженности эмоциональных (Q4, F1, депрессия, психастения, шизоидность) и коммуникативных (Q2, социальная интроверсия) характеристик личности, которые затрудняют или препятствуют установлению межличностного контакта.
2. Уровень силы процессов торможения прямо пропорционален выраженности качеств эмоционально-волевой сферы личности (G, C), которые определяют добросовестность, ответственность, уравновешенность, настойчивость индивида. Обратно пропорционален проявлению личностного уровня тревожности (F1, О), настороженному отношению к людям (L), затрудняющему общение.
3. Уровень подвижности нервных процессов прямо пропорционален выраженности коммуникативных характеристик в наибольшей степени определяющих общительность (F2, H, A, F, E) и обратно пропорционален факторам и характеристикам личности затрудняющих общение (F1, Q2, депрессия, шизоидность, психастения, социальная интроверсия).
4. У более 70% респондентов выявлены повышенные уровни силы процессов возбуждения и торможения, повышенный уровень подвижности нервных процессов, что дает основание предполагать о наличии благоприятных сочетаний личностных характеристик для формирования высококлассных медицинских специалистов.
Библиографический список
- Мерлин В. С. Очерк теории темперамента./Отличительные признаки темперамента. М., 1964, с. 3-18.
- Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 153-159.
- Наследов А.Д. SPSS компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках: самоучитель. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 416 с.
- Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К. Ракович. – Минск, 2002. — 248с.