ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Маркелова Ксения Владимировна
Московский педагогический государствнный университет
магистрант кафедры психологии труда и психологического консультирования

Аннотация
В статье освещается ход и результаты исследования по установлению взаимосвязи характеристик темперамента с личностными качествами значимыми для профессиональной деятельности медицинского работника.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Маркелова К.В. Темперамент и личностные качества // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/08/87542 (дата обращения: 10.04.2024).

Современные социально-экономические условия предъявляют высокие требования к профессиональной медицинской деятельности, особенно к его личностным характеристикам. Именно поэтому актуальным является вопрос о том, какие личностные качества определяются характеристиками темперамента и в каких взаимосвязях они находятся между собой.

Проведение исследований поведения и личности являются наиболее трудными с точки зрения выявления взаимодействия конкретных характеристик специалиста, зависимых от особенностей его темперамента и других личностных качеств.

Специальные исследования темперамента показывают непосредственную зависимость его от свойств нервной системы [1]. Темперамент является основой для развития характера и динамики действий специалиста, следовательно, он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. В свою очередь характер неразрывно связан с содержательной стороной личности [2].

Цель исследования: установление связи между темпераментом и свойствами личности наиболее важными для профессиональной деятельности медицинского работника.

Объект исследования: выборка общей численностью 114 человек обоего пола (30 мужчин и 84 женщины), которые имели возраст от 16 до 20 лет и представляли собой студентов 1÷4 курсов медицинского колледжа Российского университета транспорта (МИИТ).

Обработка результатов производилась с помощью программы SPSS Statistics 17,0 [3] и Excel из пакета Microsoft Office 2007.

Роль личностных качеств специалиста сестринского и лечебного дела важна в его профессиональной деятельности. Личностные качества данной категории, необходимые в работе с людьми, можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические качества личности: собранность, внимательность, терпение, самообладание, умение понять собеседника, пациента и хорошая физическая форма. Ко второй – психологические качества, характеризующие специалиста как личность: рефлексия, умение управлять своими эмоциями. К третьей группе – психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие, чуткость, доброжелательность, вежливость и другие.

Программа исследования включала три психодиагностические методики:

– многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия С);
– опросник темперамента Я. Стреляу, адаптация Даниловой Н.Н., Шмелева А.Г.;
– многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (Маклаков А.Г., Чермянин С.В.).

Для математической обработки использовались количественные оценки силы процессов возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов индивидов, определенные по опроснику темперамента Я. Стреляу; основные личностные факторы: показатель уровня межличностной общительности (фактор А), показатель общего уровня культуры (фактор В), показатель эмоциональной устойчивости (фактор С), показатель доминантности (фактор Е), показатель эмоциональной окрашенности и доминантности в процессах общения (фактор F), показатель нормативности поведения (фактор G), показатель активности в социальных контактах (фактор Н), показатель эмоционального отношения к людям (фактор L), показатель уровня развития воображения (фактор М), показатель тревожности (фактор О), показатель восприимчивости к новому и аналитичности мышления (фактор Q1), показатель зависимости от группы (фактор Q2), показатель волевых характеристик личности (фактор Q3), показатель эмоциональной напряженности (фактор Q4); факторы второго порядка: показатель личностного уровня тревожности (фактор F1), показатель общей направленности личности вовне или на внутренние переживания экстраверсия-интраверсия (фактор F2). «Сырые» баллы, полученные по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттелла 16PF (версия С) переводились в стены. Из моногоуровнего личностного опросника «Адаптивность» были использованы шкалы первого уровня, которые соответствует базовым шкалам стандартизированного многофакторного метода исследования личности СМИЛ (Собчик Л.Н., модифицированный тест MMPI). Из 10 шкал были отобраны 6 как наиболее соответствующие замыслу исследования: шкала депрессии (2, D), шкала истерии (3, Hy), шкала паранойяльности (6, Pa), шкала психастении (7, Pt), шкала шизоидности (8, Sc) и шкала социальной интроверсии (0, Si), полученные «сырые» баллы для корректного сравнения были переведены в Т-баллы.

На первом этапе исследования выяснялась форма распределения полученных данных с точки зрения ее отклонения от нормальной. Применялись методы описательной статистики для изучения структуры и строения распределений по шкалам и переменным:
– характеристики положения (мода, медиана, среднее арифметическое);
– характеристики рассеивания (размах, дисперсия, стандартное отклонение);
– характеристики ассиметрии и эксцесса.

В качестве примера приведем описательные статистики данных, полученных по методике изучения структуры темперамента Я. Стреляу (Таб. 1).

Таблица 1. Описательные статистики характеристик темперамента.

Уровень силы процессов возбуждения

Уровень силы процессов торможения

Уровень подвижности нервных процессов

Валидные

106

106

106

Пропущенные

8

8

8

Среднее

57,89

53,59

58,60

Стандартная ошибка среднего

1,249

1,008

1,125

Медиана

58,00

52,78

57,89

Мода

66

50

56

Стандартное отклонение

12,861

10,377

11,583

Дисперсия

165,397

107,672

134,165

Асимметрия

- 0,406

- 0,110

- 0,295

Стандартная ошибка асимметрии

0,235

0,235

0,235

Эксцесс

- 0,041

- 0,172

- 0,361

Стандартная ошибка эксцесса

0,465

0,465

0,465

Размах

60

52

53

Как видно из приведенной таблицы распределение эмпирических значений переменных (асимметрия и эксцесс) незначительно отличаются от нормального, т.е. мы можем применять параметрические методы исследования к этим данным.

Обращает на себя внимание существенное расхождение в значениях средних между данным исследованием и исследованием, проведенным в 1985 году Н.Н. Даниловой и А.Г. Шмелевым при адаптации методики Я. Стреляу [4] (Таб. 2).

Превышают нормативные значения показателя среднее + стандартное отклонение по уровню силы процессов возбуждения на 69%, по уровню силы процессов торможения на 78%, по уровню подвижности нервных процессов на 71%. Такое значительное отклонение вызывает сомнения в корректности применения нормативных значений теста Я. Стреляу и требует дополнительных исследований данного феномена. Для данного исследования выявленное несоответствие не имело значения и было проигнорировано.

Таблица 2. Сравнительная таблица средних значений.


Исследование Н.Н.Даниловой, А.Г.Шмелева

Настоящее исследование

среднее

стандартное отклонение

среднее

стандартное отклонение

Уровень силы процессов возбуждения

37

12

58

13

Уровень силы процессов торможения

32

11

54

10

Уровень подвижности нервных процессов

36

12

59

12

На втором этапе исследования проводился анализ связей между характеристиками темперамента и свойствами личности (16PF Кеттелла), патохарактерологическими особенностями личности (МЛО «Адаптивность»). Некоторые эмпирические данные по соответствующим шкалам и переменным отличаются от нормального распределения, поэтому для большей надежности в качестве меры корреляции использовались коэффициент линейной корреляции r – Пирсона и коэффициент ранговой корреляции ρ – Спирмена.

Формулируем статистические гипотезы.

Н0: Корреляция между свойствами темперамента и исследуемыми характеристиками личности не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между свойствами темперамента и исследуемыми характеристиками личности достоверно отличается от нуля.

Для облегчения принятия решения чертим «ось значимости». Так как количество наблюдений для всех пар переменных одинаковое, критические значения коэффициентов линейной корреляции r – Пирсона и ранговой корреляции ρ – Спирмена идентичны, поэтому достаточно одной общей «оси значимости» (рис. 1).

Рисунок 1. Ось значимости

Показатели связей изучаемых переменных представлены в таблице 3.

Таблица 3. Показатели корреляции между характеристиками темперамента и личностными факторами 16 PF Кеттелла, типологическими характеристиками личности.

Коэффициенты корреляции
r – Пирсона
ρ – Спирмена

Уровень силы процессов возбуждения

Уровень силы процессов торможения

Уровень подвижности нервных процессов

r

ρ

r

ρ

r

ρ

Фактор А – межличностная общительность

0,221*

0,217*

0,038

0,037

0,311**

0,305**

Фактор С – эмоциональная устойчивость

0,357***

0,335***

0,204*

0,253**

0,260**

0,214*

Фактор Е – доминантность

0,152

0,148

- 0,177

- 0,155

0,255**

0,253**

Фактор F – сдержанность-импульсивность

0,279**

0,263**

0,040

0,040

0,462***

0,461***

Фактор G – нормативность поведения

0,303**

0,310**

0,473***

0,509***

0,262**

0,223*

Фактор Н – активность в социальных контактах

0,519***

0,537***

0,085

0,094

0,519***

0,516***

Фактор L – эмоциональное отношение к людям

- 0,041

- 0,057

- 0,292**

- 0,300**

- 0,081

- 0,105

Фактор О – тревожность

- 0,221*

- 0,242*

- 0,274**

- 0,296**

- 0,256**

- 0,235*

Фактор Q2 – зависимость от группы

- 0,305**

- 0,253**

- 0,116

- 0,090

- 0,358***

- 0,307**

Фактор Q3 – волевые характеристики

0,299**

0,258**

0,160

0,200*

0,069

0,008

Фактор Q4 – эмоциональная напряженность

- 0,258**

- 0,212*

- 0,216*

- 0,238*

- 0,030

0,043

Фактор 2 порядка – тревожность

- 0,425***

- 0,396***

- 0,328***

- 0,373***

- 0,323**

- 0,278**

Фактор 2 порядка – экстраверсия

0,480***

0,483***

0,040

0,070

0,588***

0,583***

Шкала депрессии

- 0,302**

- 0,272**

- 0,084

- 0,024

- 0,355***

- 0,307**

Шкала психастении

- 0,386***

- 0,384***

- 0,278**

- 0,301**

- 0,315**

- 0,315**

Шкала шизоидности

- 0,316**

- 0,250*

- 0,304**

- 0,259**

- 0,325***

- 0,238*

Шкала социальной интроверсии

- 0,371***

- 0,300**

- 0,011

- 0,034

- 0,327***

- 0,231*

***. Корреляция значима на уровне 0.001.
**. Корреляция значима на уровне 0.01.
*. Корреляция значима на уровне 0.05.

В результате исследования установлено:

1. Прямая линейная и ранговая корреляции уровня процессов возбуждения с показателями эмоциональной устойчивости (фактор С), активности в социальных контактах (фактор Н) и экстраверсией (фактор F2) на 1‰ уровне значимости, а с показателями нормативности поведения (фактор G), эмоциональной насыщенности (фактор F) и волевыми характеристиками личности (фактор Q3) на 1% уровне значимости. Обратная линейная и ранговая корреляции уровня процессов возбуждения с показателями личностного уровня тревожности (фактор F1) и показателями по шкале психастении на 1‰ уровне значимости, с показателями зависимости от группы (фактор Q2), эмоциональной напряженности (фактор Q4) и показателями по шкалам социальной интроверсии, шизоидности, депрессии на 1% уровне значимости.

2. Прямая линейная и ранговая корреляции уровня процессов торможения с показателями нормативности поведения (фактор G) на 1‰ уровне значимости, а с показателями эмоциональной устойчивости (фактор С) на 1% уровне значимости. Обратная линейная и ранговая корреляции с показателем личностного уровня тревожности (фактор F1) на 1‰ уровне значимости, с показателями эмоционального отношения к людям (фактор L), тревожности (фактор О), шкал психастении и шизоидности на 1% уровне значимости.

3. Прямая линейная и ранговая корреляции уровня подвижности нервных процессов с показателями эмоциональной окрашенности и доминантности в процессах общения (фактор F), активности в социальных контактах (фактор Н), и экстраверсии-интраверсии (фактор F2) на 1‰ уровне значимости, с показателями уровня межличностной общительности (фактор А) и доминантности (фактор Е) на 1% уровне значимости. Обратная линейная и ранговая корреляции с показателями зависимости от группы (фактор Q2), личностного уровня тревожности (фактор F1), значениями шкал депрессии, шизоидности и социальной интроверсии на 1‰ уровне значимости, с показателями шкалы психастении на 1% уровне значимости.

Для всех указанных переменных отвергается нулевая и принимается альтернативная статистическая гипотеза Н1: Корреляция между свойствами темперамента и исследуемыми характеристиками личности достоверно отличается от нуля.

Выводы.

1. Уровень силы процессов возбуждения прямо пропорционален выраженности эмоциональных (С, G, F, Q3) и коммуникативных (A, F2, H) характеристик личности, которые играют решающую роль в установлении межличностного контакта психолога, социального работника с клиентом. Обратно пропорционален выраженности эмоциональных (Q4, F1, депрессия, психастения, шизоидность) и коммуникативных (Q2, социальная интроверсия) характеристик личности, которые затрудняют или препятствуют установлению межличностного контакта.

2. Уровень силы процессов торможения прямо пропорционален выраженности качеств эмоционально-волевой сферы личности (G, C), которые определяют добросовестность, ответственность, уравновешенность, настойчивость индивида. Обратно пропорционален проявлению личностного уровня тревожности (F1, О), настороженному отношению к людям (L), затрудняющему общение.

3. Уровень подвижности нервных процессов прямо пропорционален выраженности коммуникативных характеристик в наибольшей степени определяющих общительность (F2, H, A, F, E) и обратно пропорционален факторам и характеристикам личности затрудняющих общение (F1, Q2, депрессия, шизоидность, психастения, социальная интроверсия).

4. У более 70% респондентов выявлены повышенные уровни силы процессов возбуждения и торможения, повышенный уровень подвижности нервных процессов, что дает основание предполагать о наличии благоприятных сочетаний личностных характеристик для формирования высококлассных медицинских специалистов.


Библиографический список
  1. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента./Отличительные признаки темперамента. М., 1964, с. 3-18.
  2. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 153-159.
  3. Наследов А.Д. SPSS компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках: самоучитель. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 416 с.
  4. Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К. Ракович. – Минск, 2002. — 248с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Маркелова Ксения Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация