Управление — это воздействие на систему с целью ее упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития [1]. Управление системами образования, имея прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений, остаётся одной из самых актуальных проблем данной сферы.
В настоящее время в педагогике и научной практике происходит глубокое осмысление накопленного опыта управления образовательными системами. В современных социально-экономических и политических условиях развития общества идет поиск новых идей, концепций, подходов, положений педагогического управления.
Динамично изменяющиеся социально-экономические ситуации в обществе, переход на рыночные отношения, усиление конкуренции в сфере образования требуют от руководителей образовательных учреждений не только знаний основ управления, решения управленческих задач, но и ориентируют от них поиск новых подходов к управлению образовательными системами. В многообразии идей, подходов и проведенных исследований предпочтение отдается общепризнанному отечественному опыту и проверенной теории управления отечественными образовательными системами [2].
Развитие теории управления началось на рубеже XIX—XX вв., чему в огромной мере способствовали научные достижения и технологизация, приведшие к существенным изменениям в экономической сфере. Основоположниками теории научного управления являются всемирно известные теоретики А. Файоль, Г. Форд, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Э. Мэйо и др.
В конце XX вв. произошло резкое усиление роли общественных наук и человеческого фактора в управлении социальными системами, в том числе и образовательными. Этот аспект переместил сферу образования в число приоритетных областей человеческой деятельности и обусловил ее масштабное развитие по всем направлениям. Произошла трансформация модели постановки проблем и их решения в области образования, совершенствуется содержание образования, интенсивно разрабатываются новые технологии обучения и воспитания. Революционное воздействие информационных технологий на все сферы жизни общества в последней четверти XX столетия дало начало развитию принципиально новым средствам, методам, формам управления. Усиленное внедрение рыночных отношений в образовательную систему стало существенным стимулирующим фактором развития теории управления в современном мире [2].
Если до 80-х гг. прошлого века под словом «управление» понималась деятельность руководителя, то есть процесс выработки и принятия управленческих решений, то позднее в определение термина «управление» стали вкладывать следующий смысл: вид деятельности, оказывающий целенаправленное и планомерное воздействие на всех участников управляемого процесса.
В период перехода современной экономики и социальной сферы на рыночные основы использование законов и принципов общей теории управления в образовательной среде стало особенно актуальным.
Существуют несколько известных управленческих школ: американская, французская, японская. Конечно, малоэффективно идти путём простого дублирования чужого опыта, но взять на вооружение что-то ценного из этого опыта можно. Например, в американской школе управления привлекательным является организованность, инициативность, решительность, высокий профессионализм и работоспособность. Из японской управленческой школы можно взять на заметку следующие организационные ресурсы: желание достичь совершенства, настойчивость, заботу о каждом работнике, сплоченность, безопасность производственной деятельности. Во Франции эффективными факторами управления организацией считаются гуманное отношение к окружающим, взаимопомощь, внедрение национальных культурных, исторических ценностей и элементов традиций для формирования современной системы управления [1].
Несмотря на особенности национальной специфики управленческих школ, их объединяет общий подход:
- формирование условий для раскрытия потенциала личности;
- выявление потребностей человека;
- формирование соответствующих условий, чтобы у человека была возможность удовлетворить свои потребности;
- стремление к гибким и демократичным способам и методам управления.
Опыт мирового развития ставит перед Российской Федерацией проблему создания эффективной системы управления образованием, способной обеспечить динамичное развитие всех сфер жизни общества.
Таким образом, под управлением понимается целенаправленное и комплексное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированной цели.
Библиографический список
- Газибеков С.А. Генезис теории управления // Вестник ТГУПБП. 2013. №1 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-teorii-upravleniya (дата обращения: 22.08.2018).
- Панасюк В.П. Управление образованием и образовательными системами: состояние, тенденции, проблемы и перспективы // Образование и наука. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovaniem-i-obrazovatelnymi-sistemami-sostoyanie-tendentsii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 23.08.2018).