Социальное управление – это воздействие на общество, социальные группы, отдельных индивидов для того, чтобы упорядочить их деятельность, повысить уровень организованности социальной системы.
Управление системой образования осуществляется на принципах верховенства закона, демократизации управления, самостоятельности образовательных организаций, информационной открытости образовательной системы. Педагогическое управление носит государственно–общественный характер.
К основополагающим принципам управления педагогическими системами относят: целенаправленность, последовательность, непрерывность; оптимальное сочетание профессионализма и универсальной деятельности; централизованного регулирования в сочетании с самоуправлением; учет индивидуальных особенностей работников; обеспечение единства прав и ответственности; контролирование действий.
Система образования является разновидностью социальной системы, следовательно, и управление педагогическими системами относится к сфере социального управления. Все характерные черты социального управления сохраняют свою значимость и для педагогического управления. Однако педагогическое управление, находясь в повиновении у социального управления, имеет свою специфическую особенность, обусловленную оригинальностью педагогического процесса в рамках различных образовательных систем и свойствами профессионально–педагогической деятельности. Специфика управления педагогическими системами выражается прежде всего в своеобразии деятельности управляемого субъекта, информации и степени обученности, воспитанности и развития объекта. В образовательной среде объектом управления выступает образовательная система [1].
Основной задачей любой науки является выявление существенных взаимосвязей изучаемых явлений и процессов для более досконального и углублённого понимания действительности. Научная составляющая педагогического управления: изучение процессов постановки и решения управленческих задач и получение знаний о том, при каких условиях эти задачи будут решаться наилучшим образом.
Управление образовательной системой должно обеспечить:
- формирование развития образования на территориальных уровнях государственного управления, осуществляющих управленческую деятельность в образовательной среде;
- реализацию стратегического планирования развития образовательной системы;
- принятие и реализацию программ Российской Федерации, направленных на развитие системы образования;
- проведение мониторинга в системе образования;
- методическое и информационное обеспечение деятельности органов публичной власти, осуществляющих управление в сфере образования;
- государственную регламентацию образовательной деятельности;
- независимую оценку качества образования, профессиональную аккредитацию;
- подготовку и повышение квалификации руководителей и работников образовательных организаций, осуществляющих управление в сфере образования [3].
При управлении педагогической системой как разновидности социального управления необходимо принимать во внимание её особенности для достижения максимальной эффективности управления. Существует несколько концепций управления в образовательных системах. Концепция управления по целям рассчитана на сосредоточение внимания руководителей на разработке согласованных целей на различных уровнях образовательной системы и выработке решений о средствах их достижения. Концепция управления по результатам подразумевает процесс, состоящий из следующих этапов: планирование результатов, управление ради достижения этих результатов и наблюдение за результатами. Концепция управления по отклонениям ориентирована на системную деятельность, основанную на своевременное выявление и доведение до сведения руководителей программ вопросов, требующих их внимания. Данная концепция нацелена на облегчение трудовой деятельности за счёт разделения всей деловой информации на две части: малозначимые отклонения персонал может исправлять самостоятельно, не ставя в известность руководство; существенные отклонения порождают реальную угрозу для функционирования и развития организации и поэтому руководству необходимо принимать соответствующие меры [2].
На сегодняшний день теория педагогического управления развивается как относительно самостоятельная отрасль знания. Управление педагогическими системами, являясь разновидность социального управления, имеет свойственные особенности, определенные педагогической деятельностью, и характеризуется особенностями образовательного процесса.
Библиографический список
- Клочева Г.М. Управление образовательными системами: учебно – методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов по общепрофессиональной подготовке. Челябинск: Цицеро, 2014. – 109 с.
- Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. Учеб. Пособие для студентов педагогических ВУЗов. М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2016 . – 450 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 – ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации”