СОКРАТ И ЕГО ВКЛАД В ФИЛОСОФИЮ

Голованова Софья Олеговна1, Ротанова Валерия Александровна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студентка группы Т-16

Аннотация
В данной статье можно познакомиться с философской системой Сократа, изучить его взгляды, ознакомиться с Скоратическим методом.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Голованова С.О., Ротанова В.А., Мочалова А.С., Шамина Е.М. Сократ и его вклад в философию // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/08/87352 (дата обращения: 18.04.2024).

Сократ  —  величайший античный мудрец, великий философ древности.  Предмет философии, ее основная задача и главная цель по Сократу – познание «естества» человека, первоисточника его дел и действий, его мышления и образа жизни. Такого рода познание он счёл возможным только путём самопознания. Он утверждал, что подлинная мудрость и истинные знания, которые доступны человеку, не могут быть отделены от справедливых дел и , что философом невозможно назвать человека, который владеет знаниями и мудростью, однако его образ жизни лишен добродетели.

Материя по Сократу – субстанция, которая возникает и уничтожается; идея – неразложимая субстанция, мысли Бога. Сократ говорил, что благодаря бессмертной душе, божественной душе, человек и приобщается к божественному знанию. Сократ был уверен в том, что когда человек умирает, его душа отправляется на суд в царство мёртвых – Аид. А Космос, как считал Сократ, есть место обитания богов, куда после смерти переносятся души философов. Всю жизнь Сократ был уверен, что его сопровождал демон, который постоянно давал ему советы, подсказки, останавливал его, когда он хотел совершить неправильный поступок или решительно побуждал его к действиям.

Сократ был убеждён в том, что какие бы хорошие поступки не совершал человек, если он делал их не сознательно, с точки зрения истинной этики это остается таким же безнравственным, как если бы человек поступал дурно. Ведущими добродетелями Сократ называл мудрость, здравомыслие, умеренность, воздержанность, справедливость. Однако всё это способно даться человеку только лишь через мыслительное постижение сути всех ценностей, таких как любовь, богатство, красота, слава. Только лишь когда человек познаёт это, он может получить знание, которое является главным благом в жизни. Незнание же, невежество, считал Сократ,  – первый порок всего человечества. По его мнению, индивид больше всего испытывает нужду в познании самого себя, а также своих дел. Гарантией постижения подлинной истины по Сократу являлась совесть человека, его «внутренний голос».

По его представлениям, только живший по законам блага и добродетели может быть счастлив, однако никакое счастье невозможно без свободы. Сократ говорил: «если человек не раб своего тела, если физические желания не являются главными для него, то он воистину свободен» [2, c. 84].

Для выяснения, проверки и определения понятий Сократ пользовался диалектическим методом, или диалектикой. Этот метод своей задачей ставил выявление истины путем спора, полемики, беседы. Основными составными частями сократовского метода являлись майевтика и ирония  — по форме, определение и индукция — по содержанию. Сократовский метод представляет собой поочерёдно и систематически задаваемые вопросы, которые имеют особую цель – признание собеседником собственного невежества, приведение к противоречию с самим собой.

Но ведущей задачей Сократа было не только ироническое раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление данных противоречий с целью достижения истины. Именно поэтому  дополнением иронии служила майевтика — «повивальное искусство».

В диалектике Сократа индукция и определение взаимно дополняют друг друга. «Если «индукция» — это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то «определение» — это установление родов и видов, их соотношения» [1, c. 170].

Сократовская философия оказала огромное воздействие на всю последующую историю философской мысли, а также сумела произвести неизгладимое впечатление на его учеников и современников.


Библиографический список
  1. Горбачев В.Г. Основы философии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
  2. Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – 267 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шамина Екатерина Максимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация