ПРОБЛЕМА ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Анженко Виктория Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
магистр

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме доходной базы местного бюджета. Проведенное исследование позволяет утверждать, что действительности структура бюджета по расходам имеет значительную часть, в результате чего образуется дефицит бюджета. Данная проблема не имеет единственного решения, необходимо каждый год формировать проекты совершенствования доходов местных бюджетов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Анженко В.С. Проблема покрытия дефицита местного бюджета // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/08/87301 (дата обращения: 18.04.2024).

Одним из основных и значимых вопросов, влияющих на  социально-экономическое развитие территорий на уровне местного бюджета, является недостаточность доходной базы, что впоследствии образует дефицит местного бюджета, а так же возникают трудности при формировании среднесрочного плана по исполнению расходов, поэтому данная тема особо  актуальна в настоящее время.

Для любого уровня бюджета основополагающим принципом работы является сбалансированность бюджета. Данный принцип предполагает равенство суммарных доходов и расходов, и поступлений из источников финансирования дефицита. Идеальным состоянием для органов местного самоуправления является обеспечение принципа сбалансированности, однако, это условие все реже соблюдается, поэтому часто наблюдается несбалансированность бюджета. Что означает,  либо превышение доходов над расходами (профицит), либо расходов над доходами (дефицит). Но более критическим моментом из двух составляющих, является дефицит бюджета. Бюджетный дефицит может нести как объективный, так и субъективный характер.  Чаще всего дефицит возникает из-за трудной мобилизации необходимых доходов, вследствие, низких темпов производства, маленькой производительности труда, а так же других причин влияющих на нестабильность экономической сферы. Кроме того, на дефицит местного бюджета влияет повышение и неэффективное использовании расходов. Еще одним фактором оказывающим отрицательное воздействие на сбалансированность бюджет является инфляция, негибкость денежного обращения, слабая налоговая и инвестиционная политика.

Стоит отметить, что на современном этапе  в условиях назревшего кризиса снижается объем финансирования местного бюджета из вышестоящих уровней, и теперь заметна тенденция перехода большинства бюджетных учреждений на условия самофинансирования. Так например:

- Бюджетные организации (70% существование за счет собственных средств, а бюджетных средств -30%);

- Автономные учреждения (большая доля учреждений переводится на принцип самофинансирования);

- Казенные учреждения (практически полностью находятся в бюджетной среде, поэтому принцип самофинансирования минимизирован).

Поэтому возникает большая необходимость в привлечении новых источников средств, благодаря которым можно будет повысить доходность бюджета органов местного самоуправления и соответствующих территорий для того,  чтобы избежать дефицита бюджета, в целях полноценного выполнения функций и задач, которые на них возложены.

В Бюджетном Кодексе РФ статьей 92.1 [1] регламентируются условия, противодействующие возникновению дефицита местных бюджетов. Он так же определяет его границы, которые не должны превышать 10%,  утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета. Но при этом не учитываются поступления объемов безвозмездных и налоговых доходов по специальным нормативам отчислений. Можно отметить, что законодательно закрепляются разные источники финансирования дефицита местного бюджета, к которым относятся:

- разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, по номинальной стоимости в валюте РФ, а так же средства направляемые на их погашение;

- разница между полученными и погашенными органами местного самоуправления кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

- разница между полученными и погашенными органами местной власти бюджетных кредитов в валюте РФ, а так же предоставленными местному бюджету из других бюджетов РФ;

- разница между полученными и погашенными органами местной власти бюджетных кредитов в иностранной валюте, и предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

- трансформация оставшихся средств на счетах  местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

- иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

Следует отметить, что завышение плановых доходов местных бюджетов при одновременном занижении плановых расходов, в полной степени не решает проблемы дефицита бюджета, поскольку данная ситуация не приведет к стабильному выполнению планов по доходам и расходам, что увеличит задолженность в части местного бюджета.

Таким образом, не стоит рассматривать в качестве источников покрытия дефицита местного бюджета разных доходов, кроме доходов от продажи имущества или изменение остатков средств на счетах местного бюджета, в том числе предусмотренных в плане мероприятий по повышению доходов бюджета или снижению его расходов. Если в качестве оснований сокращения дефицита бюджета запланированы мероприятия по повышению доходов бюджета или снижению его расходов, они должны повлечь корректировку соответственно доходной или расходной статей бюджета, а не планироваться в качестве источников покрытия его дефицита.

К источникам средств, так же являющихся залогом поступлений в доходной части бюджета, являются налоговые и неналоговые доходы. Однако, значительную часть местного бюджета составляют налоговые доходы, в которые аккумулируются средства от местных налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор), кроме того, предусматриваются так же различные отчисления из федеральных и региональных налогов [2]. Данный факт обоснован таблицей 1, в которой представлена структура доходов местного бюджета за 2016 – 2017 года [3].

Таблица 1 – Структура местного бюджета за 2016-2017 год

Доходы

2016 год

млрд. руб.

2017 год

млрд. руб.

Отношение показателей местных бюджетов

1.Налоговые доходы

1053,6

1122,9

107,0%

2.Неналоговые доходы

277,5

269,9

97,0%

3.Межбюджетные трансферты и другие безвозмездные поступления

1020,9

1112,0

109,0%

4.Собственные доходы

2352,0

2504,8

106,0%

К структуре расходов местного бюджета можно отнести: общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, ЖКХ, образование, культура, кинематография, СМИ, социальная политика, здравоохранение, физическая культура и спорт, обслуживание муниципального долга, межбюджетные трансферты. В таблице 2 выявлен дефицит местного бюджета [3].

Таблица 2 – Показатели местного бюджета

Показатели

2016 год

млрд. руб.

2017 год

млрд. руб.

Изменение, млрд. руб.

1. Доходы

3645,1

3845,7

+200,6

2.Расходы

3655,1

3882,2

+227,1

3.Дефицит местного бюджета

-10,0

-36,5

-26,5

Из данных таблицы 2 наглядно заметно, что дефицит бюджета с 2016 года стремительно увеличился на 26,5 млрд. рублей, что явно тормозит социально-экономическое развитие территорий на уровне местного бюджета.

Но прежде всего, стоит указать направления совершенствования доходов местных бюджетов, которые в дальнейшем поспособствуют увеличению собственной доходной базы местного бюджета, более чем в 7 раз в период до 2019 года:

  1. Повышение экономической и налогооблагаемой базы на уровне местного бюджета;
  2. Переход на стимулирующую политику в бюджетно-налоговой сфере;
  3. Деление полномочий между уровнями власти;
  4. Введение обязательного аудита бюджетных учреждений и  проведение инвентаризации средств бюджета и финансовых потоков;
  5. Повышение партнерских отношений с малым бизнесом;
  6. Проверка эффективности государственных закупок.

Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российский Федерации /Правовой сервер «Консультант плюс»/ [Электронный ресурс]/  Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.07.2018).
  2. Налоговый кодекс РФ /Правовой сервер «Консультант плюс»/ [Электронный ресурс]/  Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.07.2018).
  3. Данные по исполнению местных бюджетов за 2016-2017 года/ Министерство финансов РФ/ [Электронный ресурс]/  Режим доступа: http://minfin.ru/ru/ (дата обращения: 29.07.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Анженко Виктория Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация