Правовое воспитание личности подразумевается как некое специальное взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти с личностью на основе полной интериоризации норм, ценностей, правовых знаний, которые обеспечивают личности не противоправное, законопослушное поведение во всех сферах повседневной жизни личности. Это определение доказывает или позволяет сказать, что:
Во-первых, правовое воспитание – несомненно, очень значимый культурный феномен, так как он включает в себя все знания, умения и навыки, которые определяют стандарты бытовых практик, которые осуществляются на основе всех на данный момент действующих норм, которые были установлены органами государственной власти.
Во-вторых, правовое воспитание – постоянное движение и склонность личности к неким определенным приоритетным идеалам, формированию и развитию истинно гражданского общества и правового государства.
В-третьих, воспитание правой культуры личности это следствие взаимодействия двух составляющих, первая – это внутренняя необходимость, то есть субъективных факторов, которые включают в себя ценности, интересы, потребности и установки, которые связанны с тем, чтобы обеспечить свою свободу на основе следования всем нормам права, и вторая – внешняя заданность, то есть объективных факторов, которые побуждают в итоге личность к легитимному поведению.
Поэтому правовое воспитание в общем понимании может представлять из себя особую форму общественного взаимодействия органов власти с личностью. Стоит сказать, что в особую подсистему культуры составляет правовое воспитание личности. Следовательно, исследователи считающие развитие и становление некоторого образа правовой культуры тесно связанного с актуальными нормами и законами в социуме, которые характеризуют и определяют модели поведения личности, были правы. В составе определенного социального строя выделяется концепция устоев, идеалов, ценностей, законов, норм и образцов поведения, выражающие определенную квинтэссенцию актуального образа жизнедеятельности, которые регулируют взаимоотношения между государством, социумом и отдельно взятой личностью.
Данное исследование показывает, что возможно выделить позиции, с которых может быть определен общественный и психологический разбор правовой культуры личности:
Во-первых, правовое воспитание можно рассмотреть с точки зрения особой формы общественного взаимодействия социума, личности и государства.
Во-вторых, есть определенный смысл в развитии и возникновении правового воспитания личности – это влияние как некоторых объективных, так и субъективных причин.
В-третьих, анализ правового воспитания как характеристики общественной деятельности, повседневных практик личности или общественной группы. В этом смысле, становление правового воспитания личности значит изучение актуальных и общепринятых стандартов, норм лучших примеров общественной деятельности на основе делимых личностью ценностей, норм права, овладение правовыми знаниями, навыками и умениями.
В-четвертых, правовое воспитание – это определенная часть сознания людей, их интерес к сфере права, нацеленность на предмет их интереса, или наоборот, безразличие, отсутствие интереса.
В-пятых, выделение в структуре правового воспитания трех взаимосвязанных объединений – поведенческого, когнитивного и праксеологического – позволяют освоить ее структуру, особенности, составить наиболее объективное суждение о ней. Когнитивный – первый блок правовой культуры – основан на правовых знаниях, умений и навыках, правовых ценностях, служащих основой правосознания. Второй – поведенческий блок правового воспитания составляют элементы, которые регулируют общественную деятельность и поведение гражданина, общественной группы – нормы права. Эти части включают в себя в обобщенном виде форму права, законы требования социума к личности. В этот же блок входят мотивационные механизмы – интересы и потребности личности. Праксеологический блок образован институтами, организовывающими правовое воспитание.
В-шестых, анализ функций и дисфункций правового воспитания.
Исследования показывают, что суждение студентов о правовом воспитании несколько интуитивно, размыто, не систематизировано. Большинство из них в осмысление правового воспитания вкладывают нормативные, аксиологические (ценностные) и компетентные (когнитивные) аспекты. Суждение о ней сводится к определенному ее аспекту, то есть оно не представляет единой системы. Приоритетными источниками информации о правовых знаниях являются: вуз, семья, правоохранительные органы (юристы), средства массовой информации. На практике, главными источниками получения знаний выступают средства массовой информации и интернет, что не способствует повышению правового воспитания студентов.
Библиографический список
- Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. – М., 1988. – 115 с.
- Баранов П. П., Денисенко В. В. Правосознание в генезисе административно – деликтных отношений. // Юристъ – Правовед. 2001. – № 1. – С. 19.
- Бочаров И.В. Формирование правового пространства в образовательном учреждении. Электронная версия на: http//www.art.perm.ru
- Галиев Ф.Х. Формирование правовой культуры как основа борьбы с преступностью. // Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I. – Уфа: РИО БашГУ, 2003. – 280 с.