Высшее образование в США в значительной мере характеризуется разнообразием программ по учебных дисциплинам и изучаемым курсам. Оно представляет собой единый институт, который осуществляет такие важнейшие для общества и государства функции, как идеологическая, социальная, экономическая.
Высшее образование в России представляет собой составную часть профессионального обучения. Его целью является организация подготовки квалифицированных специалистов, чтобы обеспечить ими все отрасли экономики и производства. Также высшее образование осуществляет функции развитию личности в интеллектуальном, а также нравственном и культурном планах, расширения познания студентов в научной и педагогической сферах деятельности.
Основные отличия высшего образования в России от высшего образования в США можно проследить, выявив черты, которые отличают высшее образование в России от высшего образования в США и черты, которые отличают высшее образование в США от высшего образования в России.
Важная черта, которая отличает высшее образование в России, выражается в наличии единых государственных стандартов, тогда как в США такие стандарты отсутствуют, и в разных штатах могут наблюдаться совершенно разные критерии и условия поступления и обучения.
В России высшее образование характеризуется волнообразным декларированием автономии, в США же – безусловной реализацией принципа автономии университетов.
Если вести речь о предметной перегруженности процесса обучения, то в российской системе высшего образования она достигает коэффициента 3-4. В США же число предметов, которые изучаются студентом в высших учебных заведениях, не превышает коэффициент 3-4 в течение семестра. Следует также отметить, что то, что в российской системе высшего образования превышается аудиторная нагрузка студентов (30-32 часа в неделю), что в среднем в 2 – 2,5 раза аудиторной нагрузки в вузах США занижает роль самостоятельной работы студентов в России, а, следовательно, их интеллектуальную активность и способность самостоятельно принимать решения. Аудиторная нагрузка в высших учебных заведениях США не превышает норму, что несомненно повышает роль самостоятельной работы студентов.
Студенты в России активно овладевают знаниями лишь два раза в год во время экзаменационных сессий, в отличие от американской системы, при которой системы процесс обучения контролируется систематически.
В российской системе высшего образования наблюдается негибкая система оценок знаний, в США же – фактически двенадцатибалльная система оценок.
Следует отметить также широту, фундаментальность, а также систематичность российского образования по сравнению с высшим образованием в США. Это даёт возможность при отсутствии значительного финансирования осуществить сохранение конкурентоспособности выпускников российских вузов по специальностям естественнонаучных дисциплин, так как в США наблюдается абсолютное превосходство высшей школы в аспекте объёмов финансирования, а также темпов роста и материально-технических ресурсов.
Если говорить о других отличительных чертах, то в России можно наблюдать большую целостность, а также последовательность преподавания и развитую систему междисциплинарных связей. В США система высшего образование ориентируется на то, чтобы формировать самостоятельно мыслящую, инициативную личность, в отличие от системы высшего образования в России, которая ориентирована на систематическое освоение накопленного различного рода научного багажа.
Также следует отметить, что значительно влияние отсутствия гибких вариантов изучения предметов в системе высшего образования России высшей школы и невозможности для студента выбора конкретного преподавателя, а также мобильных траекторий в образовании.
Таким образом, проведя сравнительную характеристику профессионального образования в США и России, то есть определив черты, которые отличают высшее образование в России от высшего образования в США и черты, которые отличают высшее образование в США от высшего образования в России, в статье можно сделать следующие выводы:
- У американской и российской системы высшего образования существуют как плюсы, так и минусы, что было показано в данной статье посредством проведения сравнительного анализа этих систем.
- Плюсы и минусы американской и российской системы высшего образования в большей мере обуславливаются их историческими и культурными особенностями.
- Трудно сказать, какая система высшего образования из рассматриваемых стран является наиболее эффективной. Можно лишь сделать вывод о том, что высшее образование в рассматриваемых странах имеет множество различных черт, отличающих их друг от друга.
Библиографический список
- Денисенкова Н.Н. Политика в сфере образования в США и России в начале XXI века: сравнительный анализ. – М., 2013.
- Отличительные особенности системы высшего образования в Российской Федерации // Система высшего образования в России: устройство и ступени. 2016. URL: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/vysshee.html
- Дохикян Л.С. Сравнительный анализ высшего образования в России и США. Разянь, 2006.
- Федоров И.Б., Еркович СП., Коршунов СВ. Высшее профессиональное образование. Мировые тенденции. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1988.