Порой выражение «правовое воспитание» воспринимается фигурально. Право, как правило, оказывается в стане последнего понятия при разведении культуры и цивилизации. Право как бы выпадает из культурологического поля, его духовная составляющая умаляется. Как элемента культуры с особой остротой ставит проблему права, в том числе собственно духовного воспитания.
Обобщая изложенные точки зрения, можно заключить, что правовое воспитание – это система способов человеческой деятельности, направленных на создание и реализацию права, а также на отражение данного процесса и его результатов в сознании людей. Правовое воспитание создает специфическую ауру, атмосферу должного отношения к возникшим проблемам, к другим людям, окружающему миру, и, в конце концов, к самому себе.
Итак, следует определить следующие признаки правового воспитания. Во-первых, равенство – это означает, что в рамках права люди, несмотря на все свои особенности и различие, взаимодействуют как абсолютно равные друг другу. Социальные субъекты входят в отношения права лишь какой-то одной своей, но присущей также всем, общественной ипостастью. Вследствие этого правовое воспитание соизмеряется одним общественным критерием в связи с различными общественными субъектами. Во-вторых, изначально образующим право признаком, наравне с тем же равенством, является, что немаловажно свобода. Потому что распространяется право сугубо на свободных граждан, причем свобода в данном случае означает как нечто большее, чем лишь возможность для абсолютно каждого участника правоотношений выражать каким-либо образом свою волю и как-то проводить тем самым свою линию индивидуального поведения. В области права своеволие и самоуправство исключается в бытие свободы; скорее, в данном контексте право выступает скорее как мера, норма и форма свободы. Если ты намереваешься быть свободным, ты обязан сопоставлять свою свободу с признанием свободы других. Потому что собственно так и возникает правоотношение. В-третьих, еще один некий характерный признак права – это ни что иное как справедливость, как сбалансированность и эквивалентность прав и обязанностей, которые находятся в общественно-правовых отношениях субъектов. Также следует отметить, что справедливость как один из признаков права существенно может быть отличным от моральной и социальной справедливости.
Правовое воспитание может быть рассмотрено с двух сторон: личной, когда акценты смещаются на личностные свойства и качества, и общественной, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. Конечно, правовое воспитание одной, какой-либо отдельно взятой личности – это определенное звено правового воспитания цивилизации, расы, этноса, класса, общества и общности, которая зависит от накопленного жизненного опыта индивида, в какой-то степени уровня его юридического образования, каких-то правовых умений или навыков, и, которая влияет на его юридически значимое поведение. Следует отметить что, с одной стороны, она, конечно, служит одним из важных качественным показателем уровня, приспособленности к обществу, социализации личности, ее общественно-правовой адаптации к существующему в данный момент в обществе порядку и, также очень важным регулятором поведения человека в обществе.
Правовое воспитание общества – некая часть общей культуры, которая представляет собой целую систему ценностей, которые были накоплены человеком в области права и который относится к правовой действительности данного социума: юридической практики, режиму законности, состояния законодательства, уровню правосознания и правопорядка и тд., это абсолютно вся область духовного и материального воспроизводства права, правовая практика общества в определенный период истории. Правовое воспитание, которое является составной частью всей общественной культуры, синкретизирует в себе и мораль, и традиции, и некоторые поведенческие моменты, а так же знание правовых требований. В многонациональных государствах правовое воспитание общества очень сложно, так как в него входит соединение национальной и общегосударственной правовых культур. Правовое воспитание человечества в целом, то есть населения земного шара, формируется под влиянием строго общечеловеческих ценностей, государственных и национальных правовых культур. Правовое воспитание общества отдельно взятого государства содержит как общие, особенные, так и единичные признаки. Как нет совершенно одинаковых людей, народов, государств, так нет и одинаковых правовых культур личности, народа и т. д.
Библиографический список
- Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права. // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990. – 164 с.
- Эглитис В.В. Повышение правовой культуры личности и участие граждан в правоохранительной деятельности. // Правоведение. – 1976. – № 5. – С. 116 – 119.
- Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н.Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева. – М.: изд. «Лань», 2003. – С.301
- Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: 2008. – 511 с.