Сегодня строительство являет собой отдельную саморазвивающуюся отрасль в экономике нашего государства. Сказать, что вопросами строительства никто не занимается нельзя. Массовым строительством занимаются в основном подрядчики (и нетолько). Инфраструктура строительства получила существенный рост в нашей стране. Это заметно с увеличением каждым годом массового строительства жилого имущества для граждан стран, и эта стратегия является доминантной проводимой правительством страны. Стоит отметить динамику строительства инфраструктуры, которая активно реализовывались в последнее время, связанные с проведением Сочинской Олимпиады и Чемпионатом Мира по Футболу. Каждый экономист (руководитель) перед выполнением строительных проектов инфраструктуры задается вопросом, а каким образом его можно предсказать. И в этом поиске ему помогает технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства проектов объектов инфраструктуры.
Все начинается с бизнес планирования, точнее с составления бизнес-плана.
ТЭО проекта строительства можно отнести к главному документу на выполнение строительных работ их регламентирования. На основании утвержденного в соответствующем порядке ТЭО выполняется тендерная документация, и сопровождаются торги среди подрядчиков на строительство, а также осуществляется финансирование строительства и разрабатывается рабочая документация.
При составлении ТЭО учитываются – технологические, объемно-планировочные, конструктивные, природоохранные; дается объективная оценка экологической, санитарно-эпидемиологической и эксплуатационной безопасностям проекта, экономическая эффективность и социальные последствия.
ТЭО (проект) строительства относится к ведущему документу, если субсидирование инвестиционных вложений в основные фонды соответствующих хозяйствующих субъектов производится в целом или на долевых началах из государственного бюджета Российской Федерации и ее внебюджетных фондов, централизованных фондов министерств и ведомств, а также собственных экономических составляющих государственных компаний.
Заключение о обязательном внедрении ТЭО для экономического обоснования внедрения инвестиций осуществляется с помощью альтернативных источников субсидирования принимается самостоятельно инвестором (заказчиком).
Технология разработки ТЭО выполняется, как юридическими, так и физическими лицами (проектировщиками), обладающими правом на осуществление требуемых услуг (работ), который базируется на основании договора (контракта) подрядчика и клиента.
При осуществлении рационального предложения со стороны проектировщиков клиент вправе выполнить отбор (торги) на составление ТЭО.
Регламентирующим документом, с помощью которого осуществляется обмен технологическо-экономических и прочих операций между клиентом и лицом, выполняющим работы, относится договор (контракт) подряда на осуществление ТЭО.
Ценообразование проекта ТЭО регламентируется договором между клиентом и подрядчиком.
При осуществление работ, связанных с объемом финансирования ТЭО, если в процессе экономического анализа выявлена нерентабельность проекта строительства, тогда он (проект) ликвидируется за счет средств финансирования клиента, согласно юридическим правилам.
При выполнении ТЭО следует учитывать некоторые особенности:
- при проектировании разноуровневых объектов строительства инфраструктуры всевозможные способы поставленных задач, которые ставит на первое место клиент, при этом учитываются всевозможные источники финансирования проекта;
- при проектировании объектов инфраструктуры уделять внимание налоговой, амортизационной и денежной стратегиям, которая осуществляется как на федеральном так и региональных уровнях;
- учитывать интересы обеих сторон договора, то есть клиента и значимость общенациональных интересов (интересов региона) — с другой;
- регламентировать финансовый период, в рамках которого должен осуществляться материальные сделки.
При выполнении ТЭО строго должны быть оговорены и соблюденены экологическое нормирование, которое не принесет вред окружающей среде.
Клиент, пользующийся своими целями и складывающейся обстановкой, с видом решений, принятых в программах и схемах размещения производительных сил, выполняет Декларацию о намерениях, которую направляет в местный орган государственного самоуправления, отвечающий за распределение земельной собственности.
После того, как будет получено положительное решения от органа местного самоуправления по поводу Ходатайства (Декларации) о намерениях и рассмотрения условий размещения объекта строительства, клиент принимает решение о разработке ТЭО.
При выполнении первичной информации и материалов, составления задания на разработку ТЭО, организационных вопросов, касающихся конкурса (тендера) на их разработку, клиентом осуществляется аутсорсинг инжиниринговая, консалтинговая, маркетинговая предприятий или организуется тендерный комитет.
Значение базовых данных определяется в зависимости от вида и масштабов функционирования объекта, количества и видов используемых ресурсов, различных экономических и экологических ситуации и прочее.
Согласование намеченных решений по строительству объекта и условий предварительного согласования земельного участка производится заказчиком или, по его поручению, проектировщиком с учетом полученной информации согласно порядку, приведенному в схеме организации предварительного согласования размещения земельного участка строительства.
Расходы, осуществляемые с проведением согласований, подготовкой и передачей документации по предварительному согласованию и отводу земельного участка финансируются клиентом, в порядке и размере, которые определены органами местного самоуправления.
Проекты, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, подлежат государственной экспертизе в соответствии с Порядком, установленным в Российской Федерации.
При принятии финансового заключения предшествует выбор площадки (земельного участка) для проекта. От этого выбора в той или иной мере зависит успех всего проекта.
После согласования ТЭО и принятия финансового заключения клиент обращается в орган местного самоуправления, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков, с запросом об изъятии предварительно согласованного земельного участка и передаче его для строительства объекта.
Документооборотом по изъятию и предоставлению земельных участков выполняют районные (городские) комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам.
Орган местного самоуправления резюмирует указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка выдается заказчику.
Для оценки ТЭО инфраструктуры, к примеру, рассмотрим оценку количества показателей строительства автомобильной дороги (в табл.1). Для этого воспользуемся методом априорного ранжирования показателей, позволяющих выявить рассматриваемые показатели.
Таблица 1 – Ранжирование показателей строительства автомобильной дороги
№ п/п
|
Показатель
|
Единица измерения
|
Числовое значение
|
Уровень отклонения
|
Место в рейтинге
|
1
|
Длина дороги
|
м
|
5000
|
-
|
-
|
2
|
Количество рабочих
|
чел
|
15
|
-
|
-
|
3
|
Окупаемость
|
год
|
2
|
-
|
-
|
4
|
Себестоимость
|
руб
|
950980
|
95,098
|
1
|
5
|
Затраты на ГСМ
|
руб
|
90080
|
9,008
|
2
|
6
|
Затраты на 1 рубль
|
руб
|
0,44
|
-
|
-
|
7
|
Рентабельность
|
%
|
63
|
-
|
-
|
8
|
Чистая прибыль
|
руб
|
69830
|
6,983
|
3
|
9
|
Годовая трудоемкость работ
|
![]() |
23690
|
2,369
|
4
|
Как видно из таблицы 1 предпочтительным показателем является наименьший показатель, то есть годовая трудоемкость, его значение занимает наименьшее в ранжировании. Непредпочтительным является показатель – себестоимость, но он не является абсолютным показателем при анализе ТОЭ объекта строительной инфраструктуры. На рисунке 1 показана структурно-логическая схема оценки показателя ТЭО строительства инфраструктуры.
Рисунок 1 – Структурно-логическая схема для оценки показателя ТОЭ строительства инфраструктуры
ТОЭ инфраструктуры строительства может быть оценено в соответствие структуры взаимосвязей между искусственными объектами (объектами инфраструктуры), задаваемой матрицей Q и наблюдаемой на оси показателей z структуры взаимосвязей, определяемых матрицей D(B), можно с помощью функционала [3], когда информация об объекте исследования является недостаточной по формуле:

Алгоритм поиска интегрального показателя реализован на ЭВМ ЕС-1841 в виде экспертной программы «Выбор».
Разработанная программа позволяет решать задачи многокритериального выбора или ранжирования конечного множества различных вариантов ТОЭ. Также, возможно ее применение для анализа влияния количества и вида критериев, уровня предъявляемых требований к ТОЭ, на результаты ранжирования вариантов из заданной конечной выборки. В этом случае использование программы возможно на любом из этапов выработки и принятия решения.
В случае расхождения результатов итогового ранжирования возможно выявление внутренних противоречий в мнениях отдельных экспертов на основании анализа результатов программного расчета весовых коэффициентов и сравнения их с весовыми коэффициентами предлагаемыми экспертами, что позволит избежать субъективных ошибок в принятии решения. Применение программы целесообразно с точки зрения контроля выполнения требований на разработку вариантов ТОЭ и выбора из числа конкурирующих вариантов наиболее рационального с точки зрения интегрального удовлетворения предъявляемым требованиям. С помощью программы возможно обоснование принимаемого решения по выбору средств ТОЭ с точки зрения выделения требуемых денежных, материальных, временных и других ресурсов.
Библиографический список
- Михайлов А.Ю. Организация строительства. Стройгенплан. / А.Ю. Михайлов. – Вологда: Инфра-Инженерия, 2016 – 172 с.
- Олейник П.П. Организация, планирование и управление в строительстве: Учебник. / П.П. Олейник. – М.: АСВ, 2015 – 200 с.
- Авен П.О. Построение интегрального показателя в критериальном пространстве // А и Т («Автоматика и Телемеханика»). 1985. № 4. С. 87-91.