Научный руководитель: Балашова Е.С.
кандидат философских наук, доцент
В древней Индии существовали следующие варны:
1) Брахманы. Варна брахманов сформировалась в результате знания ими ведических гимнов и монополизации права отправления религиозных церемоний. Она состояла из жрецов, считавшихся лицами, которые не подлежат телесному наказанию и смертной казни. Брахманы не платили подати, с ними советовался царь, и им оказывали разные знаки почтения. Имущество представителя этой варны было защищено государством, а его убийство расценивалось как страшный грех. Они занимались тем, что изучали священные книги («Веды»), обучали людей, совершали религиозные обряды.
2) Кшатрии. Формирование этой варны связано с завоеванием арийцами речных долин Северной Индии. Варна кшатрии сложилась на базе родовой военной знати. В её составе были цари, военная аристократия и знать (изначально входили только арии, но со временем варна пополнялась вождями завоеванных племен, главами сильных родовых групп, на что указывает существование в Древней Индии особой категории кшатриев — по обету, а не по рождению). Существовало представление о том, что представители варны кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных. Также они владели большими участками земли.
3) Вайшьи (от слова «виш» — народ, племя, поселение). К этой варне принадлежала значительная часть населения – трудовые люди, скотоводы, ремесленники и земледельцы. Представители этой группы не обладали теми привилегии, которые были у брахманов и кшатриев, однако они сильно отличались по положению от нижестоящих шудр.
4) Шудры – потомки Дравидов, наиболее многочисленная, бесправная и эксплуатируемая группа. Формирование варны происходило в процессе развития неравенства в арийском обществе. К шудрам относились все, кто не попал в вышеперечисленные варны: представители коренного населения, беднейшие арийцы, отрабатывающие долги, находящиеся в услужении, попавшие в зависимость. Шудра не мог изучать веды, принимать участие в религиозных обрядах, иметь земельную собственность и земельное хозяйство. Отсутствие права участвовать в обрядах являлось жесткой формой неравноправия в Древней Индии, где высоко ценилась ритуально-мифологическая жизнь. Помимо этого шудры подвергались самым суровым наказаниям [1,2,3].
Впоследствии сформировала каста неприкасаемых – парии. Она состояла из племен, не попадавших под арийское влияние на Индостане и племена джунглей. Неприкасаемые выделялись ритуальной нечистотой и находились за пределами как варновой системы, так и населённых пунктов: они приходили в деревню только затем, чтоб выполнить низкие и оскверняющие работы – уборка нечистот, мусора и падали, рыболовство, убой животных. Их положение было хуже, чем некоторых категорий рабов [1,2].
В сборнике религиозно-нравственных и правовых предписаний Законы Ману указаны семь разрядов рабов: захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Во всей Древней Индии было признано право хозяина распоряжаться рабом, его жизнью и смертью. Их продавали, как любой другой товар, оплачивая пошлину, сдавали в наём, закладывали. Соответственно у рабов не было прав, они не могли заключать действительные сделки, а их дети также считались собственностью хозяина. Была запрещена самопродажа в рабство для представителей первых трех варн. Положение рабов в Индии было несколько лучшим по сравнению с другими государствами: они могли иметь семью, имущество, их запрещалось убивать, были ограничения в наказаниях. В Дхармах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют.
Брахманы, кшатрии и вайшьи считались «дважды рожденными», потому что в детстве они проходили обряд инициации – второго рождения. Это давало им право получить профессию, заниматься делом предков и др. [1,4].
Со временем положение людей немного изменилось:
Вайшьи потеряли арийские привилегии, перестали считаться «дважды рожденными», а статус шудр, напротив, немного повысился.
Численность варны кшатриев уменьшилось в связи с тем, что многие из них погибали в многочисленных войнах. Некоторые брахманы стали заниматься несвойственными им делами (пасли скот, заниматься ремеслом, стали актерами, слугами).
Всё это привело к формированию внутри варн боле мелких групп – каст. Кастовая система в Индии сохранилась и сейчас. Каста – это группа людей, занятых в определенной сфере деятельности. Их отличие от варн состояло в том, что это были профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией, то есть они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, свои обряды и т.д. Однако к касте, также как и к варне, люди принадлежали от рождения и до конца жизни. Всего в Древней Индии было более 2000 каст. Такая система основана на принципе неравных иерархий: определенный общий признак делает членов одной касты «выше» или «ниже» людей других каст. Обычно это связано с профессией человека: например, люди, занимающиеся уборкой мусора, назывались «нечистыми». Система каст не только помогала людям адаптироваться к существующему социальному неравенству, но и обеспечивала взаимопомощь в группах. К тому же, хотя и было закреплено господство одних групп над другими, богатые люди касты покровительствовали бедным [1,3].
Библиографический список
- Варново-кастовый строй Древней Индии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6051230/page:4/, свободный – (12.07.2018).
- Причины возникновения варно-кастовой системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/879385/istoriya/prichiny_vozniknoveniya_varno_kastovoy_sistemy, свободный – (12.07.2018).
- История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / М. Н. Прудников. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. — 811 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
- История государства и права зарубежных стран: Учебник И90 для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О. А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинниковой. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004. — 624 с.
Количество просмотров публикации: Please wait