Неповторимые пейзажи природы всегда волновали и продолжают волновать поэтов. Ведь нет ничего более непредсказуемого и красивого. Можно смело заявить, что именно природа была одним из источников вдохновения Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Они относились к поэтам «чистого искусства», которые считали, что предметом описания в их стихотворениях должно быть только прекрасное.
Произведение А.А. Фета «Ещё весны душистой нега…» и Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…» – безусловно, пейзажная лирика. Но во втором жанровые границы несколько стёрты. Стихотворение «Ещё земли печален вид…» начинается как пейзажная зарисовка: «…и мёртвый в поле стебль колышет, и елей ветви шевелит…», а заканчивается как философское размышление о смысле жизни человека: «Душа, душа, стала и ты… Но что же вдруг тебя волнует…». В стихотворении А.А. Фета 1 и 2 строфа передаёт образ поздней зимы, преподнося нам все её красоты [1].
Темы стихотворений очень близки. Поэты рассказывают о пограничном состоянии природы, когда наступает весна и всё вокруг оживает: «Ещё природа не проснулась, но… весну послышала она…», «Ещё весны душистой нега к нам не успела низойти». Поэты уверены, что человеческая душа тесно связана с окружающей природой, их жизни подчиняются одним законам. Ф.И. Тютчева и А.А. Фета привлекает переходное состояние, ведь именно в этот момент выражаются самые искренние эмоции. В стихотворении «Ещё земли печален вид…» между весной и человеческой душой проведена параллель: «Но сквозь редеющего сна весну послышала она… Душа, душа, спала и ты…» [2].
А.А. Фет отбирает неповторимые детали, выстраивая зрительный и слуховой ряд из мельчайших подробностей. Метафора «весны душистой» позволяет читателю на мгновение перенестись в это удивительное время года, чтобы полной грудью вдохнуть запахи весны. С помощью инверсии «Ещё…» в 1 строфе А.А. Фет Напоминает, что зима не вечна, что скоро природа изменит свой облик. Ф.И. Тютчев создаёт звуковой образ, позволяя услышать колыхание мёртвого стебля в поле. Олицетворения «природа послышала» и «воздух дышит» одухотворяют природу и дарят ей частичку живого.
Лирические герои обоих стихотворений являются частью природы и полностью зависят от нее. В произведении Ф.И. Тютчева он задумчив, пытается разобраться в себе, в своих внутренних волнениях: «Но что же вдруг тебя волнует…». Лирический герой стихотворения «Ещё весны душистой нега…» романтичный, мечтательный, влюблённый в природу.
Красота окружающего мира вдохновляет творить и созерцать. Ф.И. Тютчев и А.А. Фет считают именно так. Что есть прекрасное? Это то, что вокруг нас.
Библиографический список
- Селезнев А.И. Эстетика Ф. И. Тютчева: поэтическое постижение природ // Вестник Санкт-петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. №3. -2012. С. 42-52
- Донецких Л.И. Звук и смысл в поэтике А.А. Фета // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. №5-2. -2005. С. 5-14