СКИФЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Елистратов Василий Васильевич1, Юдин Тимофей Михайлович2, Гумелёв Василий Юрьевич3
1Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, докт. техн. наук
2Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, доцент
3Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, канд. техн. наук

Аннотация
В статье рассмотрены культура, вооружение и некоторые вопросы этногенеза скифских народов Западной Сибири, относившихся к саргатской и тагарской культурно-этническим общностям.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елистратов В.В., Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю. Скифы Западной Сибири // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/07/87041 (дата обращения: 29.03.2024).

С VII века до Р.Х. по V век по Р.Х. в степи и лесостепи Зауралья и Западной Сибири от предгорий Урала на западе до Барабинской лесостепи (низменности) на востоке и от устья реки Тобол на севере до казахстанских степей на юге (рисунок 1) занимала так называемая саргатская культурно-историческая общность.

То есть практически на протяжении целого тысячелетия на западносибирских землях жила и развивалась так называемая саргатская археологическая культура, родственная культуре скифов и сарматов.

Одним из первых археологическими раскопками погребений в Барабинской степи занимался в 1866 году академик В. В. Радлов (1837 – †1918 года) [1, с. 452-453]. Он отмечал, что русские люди раскапывают древние курганы на реках Иртыш, Исеть (левый приток реки Тобола), могилы в восьми – десяти днях пути от города Томска и находят в них золото, серебро, драгоценные камни [2]. Этот промысел был абсолютно бесконтрольным со стороны местных властей.

а

б

а – Зауралье и Западная Сибирь; б – скифо-сибирский мир: I – степи и лесостепи; II – горные хребты; III – скифо-сибирский мир Евразии; IV – его отдельные культуры: 1 –  скифы, 2 – савроматы, 3 – саки, 4 – тагарская культура, 5 – культура Горного Алтая, 6 – культуры Тувы и Монголии, 7 – Ордос; V – города-государства Причерноморья

Рисунок 1 – Народы и археологические культуры скифо-сибирского мира

 

Этот промысел имел многовековую историю. С XVII века в Западной Сибири, где в древних тюркских захоронениях и в подкурганных могилах раннего железного века вместе с останками умерших часто находили изделия из драгоценных металлов, стало процветать так называемое бугрование. Кладоискатели (бугровщики) объединялись в артели от пятидесяти до трехсот человек и на все лето уходили на промысел – раскапывать в поисках сокровищ бугры, то есть древние курганные могильники.

Для некоторых кладоискателей-бугровщиков бугрование становилось профессией. Артефакты прошедших времен, изготовленные из золота и серебра для русских людей того времени художественной ценности не представляли и шли в переплавку.

Кроме того, древние городища, в том числе сибирские, разорялись не только по инициативе, так сказать частных лиц, но и в государственном масштабе. В соответствии с государевым указом с 1630 года в культурном слое городищ стали добывать селитру для изготовления пороха. Определенные ограничения на эти безобразия наложил указ Петра I (1718 год), согласно которому началось собирание коллекции для Кунсткамеры. За редкие и древние находки указом обещалось денежное вознаграждение – «довольная дача» [3, с. 18-25]. Но все-таки правительство Российской империи даже некоторым образом поощряло разграбление древних некрополей, так как золото, найденное в могилах, налогом не облагалось.

Но автор статьи [4] считает, что «массовое ограбление древних могил на Енисее нужно относить не только за счет бугровщиков, а еще в большей степени за счет современников и последующих племен».

В прекрасной работе [5] приведена краткая история так называемой Сибирской коллекции Петра I, состоящей главным образом из скифских золотых и серебряных украшений, которые являются подлинными предметами высокого искусства. Также в книге имеются фотографии артефактов из Сибирской коллекции (рисунок 2) с их достаточно подробным описанием.

а

б

в

а – схватка тигра с мифическим волком. Пластина-застежка для кафтана. Вес изделия – 0,5663 кг; б – Пластина-застежка для пояса с изображением двух мужчин и женщины. Лошади находятся под седлом. Горит со стрелами и луком весит на дереве. Вес изделия – 0,4593; в – гриф, терзающий горного козла. Вид спереди и с боку. Украшение. Чеканка. Вес изделия – 0,20945 кг.

Рисунок 2 – Золото из Сибирской коллекции Петра I. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Лица мужчин на застежке с рисунка 2, б выполненной в скифском стиле, имеют монголоидные черты, что, видимо, свидетельствует о двухрасовом составе некоторой части скифской общности и многонациональном составе скифского суперэтноса [6]. Изделия выполнены с огромным мастерством в характерном для скифских народов «зверином стиле».

В настоящее время скифская культура Западной Сибири называется саргатской по курганам у села Саргатка Омской области.

Первые исследования этих скифских захоронений провела известный омский археолог В.П. Левашова (1901 – †1974 года) во второй половине двадцатых годов прошлого века (1927 год) в ходе археологических раскопок целого ряда курганов в Барабинской лесостепи. Особенно много памятников саргатской культуры археологи находят на берегах рек: Иртыша, Ишима, Оми, Тобола и др. [7]. Лесостепной ландшафт не позволял заниматься кочевым скотоводством из-за наличия леса и, соответственно, из-за отсутствия больших открытых пространств. Поэтому скотоводство носило главным образом придомовой или отгонный характер.

Зато имелись вполне достаточные условия для развития земледелия. Кроме того, существенную роль в хозяйственной деятельности играли охота и рыбалка.

Скифо-сибирская культура Западной Сибири, по мнению археологов, сложилась из двух компонентов: автохтонного (угорского) и пришлого из южных степей – скифского, с соответствующим комплектом вооружения, конской сбруи и сложившимся звериным стилем в искусстве. Из Прииртышья пришельцы к V веку до Р.Х. продвинулись на западе к реке Тоболу. Саки, проникшие в западносибирскую лесостепь с юга, поглотили местное население, которые многие исследователи считают угорским.

Отметим, что антропологические данные свидетельствуют о том, что саргатское население было европеоидным [8, с. 62-63]. Но вопрос этнической принадлежности населения саргатской культурно-исторической общности до сих пор не имеет корректного решения.

Основным самым наглядно видимым памятником саргатской культуры безусловно являются погребальные курганы. Они, как правило, располагаются группами, в некоторых случаях – до сорока курганов в одном могильнике. Курганы сооружались из пластов дерна и представляли собой усеченную пирамиду. Но со временем ветер, дожди, морозы и/или люди в ходе хозяйственной деятельности грани курганных пирамид практически уничтожили. Могильник (площадку вокруг курганов), как правило, окружает ров, в некоторых случаях два – три концентрических рва.

В саргатских курганах присутствуют следы культа огня (остатки кострищ в срубах, на перекрытиях могил и т.п.), типичного для сарматов, западных соседей саргатской культурно-исторической общности.

С погребенными мужчинами в могилы укладывали наступательное оружие (железные мечи, кинжалы (акинаки), большое количество стрел с бронзовыми, железными, костяными наконечниками различных форм) и доспехи. Панцири часто бывали костяными пластинчатыми. Также укладывали конскую упряжь. Жертвенные лошади, как правило, были преклонного возраста – проще говоря – старыми (от шестнадцати лет и выше).

Авторы исследования [9] сумели восстановить костюм скифского (саргатского) воина по данным, полученным при археологических раскопках одного из курганов могильника Сидоровка в Прииртышье (Омская область). Данный могильник относится к эпохе раннего железного века позднесаргатского периода (II – IV века по Р.Х.) истории Западной Сибири. Курган имел высоту два с половиной метра, а его диаметр был около пятидесяти метров. В кургане было два захоронения. Верхний склеп, в котором находилось тело усопшей женщины в возрасте 60-65 лет (как потом выяснилось матери погребенного в нижней могиле мужчины) была полностью разграблена. Нижний склеп был размером 3×5 м при глубине около 2 м и хорошо сохранился. Видимо, мать умерла после сына, и ее захоронение спасло могилу ее взрослого ребенка от осквернения.

Захороненный в могильнике Сидоровка правитель и воин был ростом 170 см (средний рост мужчин саргатских погребений). Мужчине было от тридцати до тридцати пяти лет. Он был облачен в шелковую рубаху и парчовый кафтан с узором из золотых нитей (Великий шелковый путь функционировал в этот период на полную мощность). Пояс умершего был украшен золотыми накладками. Голову украшал высокий парадный головной убор, декорированный шелком (рисунок 3).

Рисунок 3 – Саргатский воин. Реконструкция [9]

На его ноги были надеты мягкие кожаные сапоги без каблуков, голенище сапог застегивалось золотыми пряжками.

Одежда воина включала целую систему оберегов. В могильном срубе-склепе рядом со скифом был положен железный панцирь. Меч и кинжал, оба вложенные в ножны, покрытые красным китайским лаком, находились в руках покойного. Знаками высокого социального положения погребенного являлись массивная гривна на шее и золотая серьга в левом ухе. Его наряд выделяется богатством (золотыми одеждами и украшениями), которые свидетельствуют о мудрости и военной доблести правителя.

Авторы статьи [9] считают, что сидоровское захоронение входит в группу погребальных памятников, принадлежащих саргатской высшей воинской аристократии.

Богатые захоронения – в срубах-склепах, поверх которых насыпались курганы, предназначались исключительно для высшей прослойки скифского общества. Саргатская культура не является исключением из этого правила.

Курганы, точно так же как и египетские пирамиды были построены для упокоения не простых смертных, а власть имущих.

О серьге в левом ухе скифа, захороненного в могильнике Сидоровка.

Начнем с XX века. В великом русском романе «Тихий Дон» [10] отец главного героя донской казак «… Пантелей Прокофьевич … носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу …». Так как он был последним мужчиной в роду.

Вернемся на тысячу лет назад – во время, более близкое к  рассматриваемому нами скифскому захоронению. В Х веке согласно ромею (византийцу) Льву Диакону, лично видевшего русского князя Святослава [11]:«В одно ухо [Святослава – В.Г.] была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами». Святослав был единственным сыном князя Игоря и княгини Ольги, то есть последним в роде.

Некоторые, рассмотренные ранее обстоятельства захоронения скифа в западносибирском могильнике Сидоровка (II – IV века по Р.Х.) позволяют предположить, что он также был последним в роде мужчиной.

Согласно Строевому уставу ВС Российской Федерации (ст. 75)одна из его команд выполняется следующим образом [12]: «По команде “РАВНЯЙСЬ” все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят) и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым». То есть, по этой команде командир видит левое ухо каждого своего подчиненного. Вполне вероятно, что эта команда – пережиток древней воинской традиции, согласно которой последние в роду мужчины в бой идут только в крайнем случае. Даже желающего идти в сражение бойца с серьгой в левом ухе, военачальник в последний момент перед боем мог вывести из строя и дать возможность его роду продолжиться. Народные традиции иногда бывают на удивление живучи. Но это всего лишь предположения.

Сами же авторы публикации [9] трактуют наличие серьги в ухе захороненного скифа следующим образом: «Как знак особого социального отличия, на шею погребенного была надета массивная гривна, в левом ухе – одна золотая серьга. В ранний период саргатской культуры было характерно ношение мужчинами одной серьги в правом ухе, позднее – в левом. Такой обычай мы можем встретить и в других культурах. В качестве примера можно привести способ ношения украшений в пазырыкском обществе, когда женщины носили в ушах две серьги, мужчины – одну»

В любом случае серьга в ухе мужчины вплоть до начала ХХ века была свидетельством его особого статуса.

О саргатских фаларах. Фалар – это специальное приспособление для соединения ремней конской сбруи. В зависимости от богатства скифского всадника фалары могли быть изготовленными из золота, серебра или бронзы. В скифских погребениях и, частности, саргатских, археологи часто находят фалары в больших количествах. На рисунке 4 представлены два фалара раннего железного времени с изображением слонов.

 

1 – фалар с острова Сарк в проливе Ла-Манш; 2 – фалар из Сибирской коллекции Петра I (Западная Сибирь)

Рисунок 4 – Серебряные фалары раннего железного века

 

Следует отметить, что саргатская культура многое переняла от родственной ей культуры саков – скифов, проживавших на территории современного Казахстана, южнее западносибирских скифов. А саки, как мы уже упоминали ранее, проникали в Индию не один раз и, видимо, достаточно регулярно. Так что, откуда появились у сибирских скифов фалары с изображением слона (рисунок 8.18, поз.2), в общем-то, объяснимо и понятно. А как фалар со слонами смог оказаться на маленьком острове у берегов современной Великобритании? Возможно, что небольшой остров в Ла-Манше являлся перевалочной базой древнегерманского племени саксов (саксонов, сынов саков согласно [13]) в ходе их завоевания Британии. Тогда появление на острове Сарк фалара с изображением слона вполне объяснимо. Кстати на современном немецком языке название саксов пишется следующим образом: Sachsen. Сравните с древним названием этого народа – Saka-suna [13].

 

ДЛЯ СПРАВКИ. Почему рассматривая вопросы, связанные с историей и культурой скифов мы регулярно обращаемся к истории древнегерманского племени саксов и их прямых потомков – современных англичан? Все объясняется достаточно просто. Западная ветвь саксов с германскими племенами ютов и англов в III – V веках по Р.Х. высадилась на острове Британия и впоследствии его завоевала. Так что длительное время англичане – нация, сформировавшаяся к началу XIV века, как и их предки – саксы, жили на своем острове в определенной изоляции. Во всяком случае, постоянно и долговременно не контактировали с другими германскими народами (за исключение шотландцев), а, тем более, со славянами. Несмотря на крайне сложную историю этногенеза английской нации.

Если в истории и языке англичан где-то обнаруживается скифский след, то велика вероятность того, что это именно прямой след скифского прошлого, сумевшего пережить на туманном острове столетия. А не результат воздействия языка, обычаев и традиций каких-то других соседних народов.

 

К другим памятникам саргатской культурно-исторической общности относятся городища и селища. Наиболее ранние поселения VII – VI веков до Р.Х. найдены на реке Омь.

Неподалеку от села Бараба находится достаточно хорошо исследованные поселения саргатской эпохи. Полнее других исследовано поселение Туруновка-4. Наприимер, три жилища, каждое из которых представляет собой полуземлянку, углубленную на 120 см. Общая площадь такого жилища достигает 180 м2. Сначала поселения были долговременными, жилища в них систематически ремонтировались и перестраивались. Городища представляли собой укрепленные, небольшие по площади поселения (цитадель), рядом с которыми располагались обширные по площади селища. Оборонительная система городища состояла из рва и вала. Возможно, поверх вала устанавливался тын – частокол из толстых, поставленных вертикально, вкопанных в землю и заостренных сверху бревен. В городищах, видимо, проживал только гарнизон, а в случае опасности – в них спасалось население. Чем ближе к степному югу, тем более мощные укрепления окружали города саргатской этнической общности. Основная опасность, видимо, для западносибирских скифов исходила от их южных соседей и сородичей – саков.

Особенности саргатского жилья заключались в том, что к основному жилому дому пристраивались многочисленные неотапливаемые хозяйственные пристройки – камеры, соединенные с жильем крытыми переходами. Дома отапливались открытыми очагами.

Скифское население Западной Сибири активно занималось земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. Было развито бронзолитейное производство, а затем и черная металлургия. Металлообработка отличалась довольно-таки высоким для своего времени уровнем. Мечи, кинжалы и ножи изготовлялись из стали и подвергались закалке в холодной воде. Высокого мастерства достигли саргатские ювелиры.

На рисунке 5 представлено двухкамерное жилище скифов Западной Сибири.

Рисунок 5 – Двухкамерное саргатское жилище (поселение Ингалинка-1, Упоровский район Тюменской области)

Сибирские скифы торговали с населением Средней Азии, в Западную Сибирь отходило одно из ответвлений Великого шелкового пути, по которому ввозились предметы роскоши: шелк, драгоценности, бронзовые зеркала, керамику и пр. Вывозились кожи, пушнина и, видимо, качественное оружие.

Социальная и имущественная дифференциация саргатского населения была существенной и явно прослеживается при раскопках жилищ и погребений. Население было разделено на несколько социальных групп. К элитарным группам относились: военные вожди-правители, военная и религиозная верхушка. Простолюдины делились по имущественному цензу на зажиточное и рядовое население, а также на зависимые группы людей, находящихся в полурабском или рабском состоянии.

Среди исследователей в настоящее время принято мнение, что специальные служители религиозного культа в саргатском обществе отсутствовали [8, с. 63-69]. Но такое предположение вызывает вполне обоснованное сомнение – уж очень сложны были погребальные обряды западносибирских скифов. А погребальные обряды, так или иначе, отражают систему религиозных взглядов народа о создании мира, о месте и предназначении человека в этой и иной жизни. Безусловно, что погребальные ритуалы выполнялись всеми членами общества, но при такой их сложности просто обязана быть каста людей, которая объясняла сакральный смысл каждого действа. Кроме того, саргатское общество много воевало, а на войнах всегда, как правило, уделяется большое внимание мистическим действам, способным обеспечить победу своего оружия и защитить от воинов от гибели. Такие ритуалы не могу проводиться без специальных служителей культа.

У саргатской военной аристократии существовала специальная система детского воинского воспитания, прививавшая мальчикам и юношам определенные навыки боевой подготовки и управления воинскими подразделениями [14].

Низшие слои саргатского общества к воинской службе не привлекались. Вполне возможно, что они были какого-то иного, не автохтонного угорского и не пришлого скифского происхождения. Ядро войска состояло из отрядов профессиональных дружинников, которыми командовали военные вожди. У дружинников на вооружении имелось оружие дальнего и ближнего боя. Тяжеловооруженные конные воины были основной ударной силой саргатского войска. Панцири раннего периода этой культуры набирались из связанных между собой роговых и костяных пластин. Доспехи закрывали корпус и ноги воина. Такие же костяные доспехи защищали и боевого коня. Воин был вооружен длинным копьем и длинным мечом, который за ножны крепился к поясу (рисунок 6) [15, с. 86].

Рисунок 6 – Вооружение саргатского воина (VII – III века до Р.Х.). Реконструкция. Художник М.А. Лобырев

Саргатский панцирь из роговых и костяных пластин представлен на рисунке 7.

Рисунок  7 – Панцирь из роговых и костяных пластин (Музей ОмГПУ)

Основу саргатского войска составляло конное ополчение – легковооруженные лучники. Имелась также и пехота. Она предназначалась для обороны своих городищ (цитаделей) и, естественно, для штурма вражеских укрепленных населенных пунктов.

Своего наивысшего расцвета саргатская культурно-историческая общность достигла со II века до Р.Х. – до II века по Р.Х. Доспехи тяжеловооруженных конных воинов, стали изготовлять из железной брони. Хотя железный панцирь собирался так же, как и костяной – из отдельных пластин. Внешний облик людей саргатской эпохи Западной Сибири представлен на рисунке 8.

Рисунок 8 – Образы людей саргатской эпохи Западной Сибири. Реконструкция. Музей археологии и этнографии ТюмГУ 

Саргатская культура являлась неотъемлемой частью скифо-сибирского мира и всего скифского суперэтноса. Прослеживаются связи саргатской культуры с сарматами Поволжья и саками Казахстана и Средней Азии. Саргатская культурно-историческая общность была самой крупной скифской общностью в Западной Сибири в раннем железном веке. У сарматов, кстати, тоже доспехи тяжеловооруженных кавалеристов изготавливались из кости – из аккуратно разрезанных на круглые пластины лошадиных копыт.

Как и многие другие скифские народы, саргаты, вероятнее всего, были народом, состоящим из нескольких этнических групп.

Относительно высокая для того времени степень развития производительных сил и социальное расслоение при многоэтническом составе саргатского общества позволяет предположить, что саргаты существовали в рамках единого государства.

В IV веке по Р.Х. саргатская культура прекратила свое существование. Большая часть саргатов, видимо, в ходе Великого переселения народов переместилась на запад и впоследствии участвовала в этногенезе народа с угорскими корнями – венгров.

А некоторые из воинов в броне из кости дошли до римских границ и вступили в войну с железными легионами Империи [16].

Позже в Западной Сибири на территории саргатской культурно-исторической общности расселились тюркские народы.

Географическая граница между Восточной и Западной Сибирью проходит по территории бассейна реки Енисея. Сам Енисей по направлению с юга на север пересекает Минусинскую котловину (рисунок 9).

Рисунок 9 – Минусинская котловина

Саянские горы отделяют с юга котловину от Центральной Азии.

Разнообразие природного ландшафта Минусинской степной котловины, окруженной горами, создало благоприятную основу для интенсивного развития экономической жизни людей с древнейших времен. Согласно [17]: «На основе карасукской культуры, в начале первого тысячелетия до н.э. в Минусинской котловине появляется необычайно мощная, во многом оригинальная, Минусинская Курганная … культура поздней бронзы, развивавшаяся в различные моменты своей тысячелетней истории, параллельно, или в некоторой связи с культурами открытых степей Евразии».

Эта культура ныне известна как тагарская археологическая культура. Она названа так по крупному острову на реке Енисей в самом центре Минусинской котловины.

Тагарская культура (VIII – III века до Р.Х.) испытала на себе сильное скифское влияние и имеет многочисленные родственные черты с Пазырыкской культурой Алтая (культура этого типа также была распространена в соседних областях Казахстана и Монголии в VI – III веках до Р.Х.) [15]. В степях Минусинской котловины в среднем течении Енисея, пожалуй, тяжело найти такое место, с которого не было бы видно своеобразных тагарских курганов.

Для данной культуры характерны многочисленные земляные курганы, часто занимающие огромные территории площадью в несколько квадратных километров. Некоторые из курганов достигают высоты десяти и более метров в высоту (рисунок 10, а), часто их основание окружено прямоугольной оградой из плоских каменных плит, поставленных на ребро (рисунок 10, б).

а

б

а – Большой Салбыкский курган, самый крупный скифский курган во всей Сибири. Высота 11,5 м (при его сооружении, вероятно, была до 30 м, а курган имел пирамидальную форму). Объем: свыше 23 тыс. м3 земли; б – ограда из плоских каменных плит, вес некоторых из них достигает 50 т

Рисунок 10 – Большой Салбыкский курган, IV – III века до Р.Х.

Расположение тагарской культуры среди других евразийских культур в I тысячелетии до Р.Х. представлено на карте рисунка 11.

1 – омские племена; 2 – майэмирские племена; 3 – тагарские племена; 4 – племена культуры плиточных могил; 5 – верхнеенисейские племена; 6 – семиречинские племена; 7 – андреевские племена; 8 – ананьинские племена; 9 – городецкие племена; 10 – дьяковсие племена; 11 – савроматские племена; 12 – античный Хорезм; 13 – скифские племена; 14 – скифское влияние на Западе; 15 – фракийские курганы; 16 – поздние северокитайские бронзы

Рисунок 11 – Тагарская эпоха (VII – I века до Р.Х.)

С географическими регионами совпадали исторические культурно-бытовые зоны.

ДЛЯ СПРАВКИ. Предки якутов, курыканы, проживали в VII – VIII веках по Р.Х., а, возможно, и значительно раньше, поблизости от Минусинского региона.

Тагарское население относилось к тому же физическому типу, что и население предшествующих культур, прежде проживавших в Минусинской котловине: афанасьевской (III – II тысячелетие до Р.Х.) и карасукской (конец II – начало I тысячелетия до Р.Х.). Древние минусинцы были длинноголовыми, узколицыми людьми с узким горбатым носом и затылком, выдающимся назад. Вероятно, что тагарцы были светловолосы и голубоглазы. По сведениям древних китайских трактатов именно на Енисее жили европеоидные светловолосые народы – динлины.

В настоящее время семь столетий тагарской культуры принято делить на четыре этапа:

- баиновский (VII – VI века до Р.Х.);

- подгорновский (VI – V века до Р.Х.);

- сарагашенский (IV – II века до Р.Х.);

- тесинский (II – I века до Р.Х.).

Семь веков существования тагарской культуры обошлись без опустошительных вторжений других народов и без каких-либо других катаклизмов, которые могли бы в корне изменить образ жизни древних обитателей Минусинской котловины. В течение семи веков естественного эволюционного развития тагарской культуры значительные изменения произошли в основном во внешних формах бытового уклада местного населения.

В VI – V веках меняется форма тагарских погребений, изменяется и резко возрастает их количество[18, с. 251]. Согласно [19, с. 17-18] именно к концу V века до Р.Х. китайцы практически полностью вытеснили динлинов с территории современной провинции Хэбэй (Чжили) и Шаньси. Европеоидные народы были вынуждены массово переселяться на север – к озеру Байкал, в степи Маньчжурии, на Алтай и Саяны. Видимо, динлины, также активно стали заселять благодатные земли Минусинской котловины, где проживали родственные им скифские народы.

Минусинские скифы активно занимались земледелием. Участки с недостаточным увлажнением почвы орошались с помощью системы ирригационных каналов. Например, в бассейнах рек Ерба и Теса имелись рвы и валы небольших древних крепостей, построенных в тагарскую эпоху около начала главных каналов ирригационной сети. Этим и объясняется высокая плотность населения в Минусинской котловине в рассматриваемый нами период. На рисунке 12 представлены сохранившиеся оросительные каналы тагарской эпохи.

Ирригационная система, созданная тагарами, поддерживалась в исправном состоянии и совершенствовалась в течение многих последующих веков [20, с. 82-84].

Рисунок 12 – Сохранившиеся оросительные каналы тагарской эпохи. Фотография

На настоящее время исследователями обнаружено множество рисунков (счет идет на сотни), выбитых неизвестными мастерами на скалах, протянувшихся вдоль енисейского русла. Смысл создания наскальных рисунков, так называемых писаниц, пока до конца не понятен. Возможно, это ритуальные рисунки, имеющие вполне определенный магический смысл и приуроченные к вполне конкретным ритуалам или событиям из жизни тагарского общества. А, вполне вероятно, что это повествование о каких-либо событиях – войнах, повседневной жизни и быте. То есть подробный рассказ тагарцев будущим поколениям о своей жизни. Кстати, первый вариант предназначения писаниц вовсе не исключает второго.

Самые известные и знаменитые писаницы располагаются на скалах Боярского хребта (в районе левого притока Енисея – реки Сухая Тесь). Изображения тагарских жилищ представлены на рисунке 13.

 

а

б

а – изображения жилищ тагаров на Малой Боярской писанице (фрагмент). Фотография. Писаница открыта и описана В.А. Андриановым в 1904 году; б – прорисовка Малой Боярской писаницы

Рисунок 13 – Изображения жилищ тагаров на Малой Боярской писанице

Их описание (рисунок 14) мы дадим согласно исследованию [19] С.В. Киселева, археолога, члена-корреспондента АН СССР, Лауреата Сталинской премии.

Рисунок 14 – Скриншот фрагментов страниц 252, 254 электронной копии труда [19]

Как видно из сделанного Киселевым высококвалифицированного анализа изображений тагарских жилищ, тагарские дома – это практически прямые предшественники среднерусских изб, отапливаемых по-черному. Юрты тагаров аналогичны соответствующим шатрам скифов Северного Причерноморья или сарматов.

Исходя из элементарной логики и здравого смысла, следует предположить, что тагарские дома (проще говоря – избы), были круглогодичным стационарным жилищем земледельцев и зимним – для той части населения, которая занималась скотоводством. Летним же жилищем скотоводов были юрты.

Хотелось бы остановиться на происхождении слова «изба». Согласно [21] приведен список однокоренных русских слов и слов на санскрите, самом древнем получившем литературную обработку (I до Р.Х.) [22] арийском языке. Санскрит и русский язык принадлежат к индоевропейской языковой семье. В труде [21, с. 14] приведено русское слово бал-овать и однокоренное с ним слово на санскрите bal, имеющее значение «беречь».

В русском языке есть слово «балка». Согласно [23] одно из значений этого слова есть глубокий задернованный овраг, иногда поросший кустарником или деревьями, часто протяженностью в несколько километров, и расположенный в степи или лесостепи. То есть место, где можно спрятаться, беречься зверю или человеку от врагов. Изба также является местом, где человек бережет себя от холода, жары и т.д., скажем так – сам себя балует.

Вряд ли слово «изба» происходит от немецкого «stubа» [24]. Это никуда не годная гипотеза немецкого слависта М.Ю. Фасмера (1886 – †1962 года). А вот от древнего арийского, а затем, возможно, и скифского слова bal, происхождение слова изба вполне вероятно. Кстати, санскрит, как и древний язык скифов, большинство современных ученых относит к арийским, то есть индоиранским языкам.

Очевидно, что с тех далеких времен, когда были построены скифами или их предшественниками на просторах Евразии первые деревянные срубные дома, базовые элементы их устройства не менялись на протяжении многих тысячелетий. Исходя из «сродства языка славянского с санскритским», скифское название дома-сруба, возможно, сохранилось в русском языке со скифских времен до наших дней точно так же, как и его устройство.

Писаницы принадлежат к различным эпохам, петроглифы наносились на скалы в течение многих столетий. По наскальным рисункам можно сделать вполне обоснованный вывод: война, постоянные боевые стычки являлись неотъемлемой частью тагарской эпохи. На писаницах изображены лихие кавалерийские атаки, воинские десанты, плывущие на боевых ладьях.

Похоронный обряд тагарцев был во многом аналогичен похоронному обряду алтайских скифов. Но имелись и некоторые существенные отличия. Одно из них – массовые захоронения в одном кургане.

Так, согласно [19, c. 261]: «Подсчет костей показывает, что в одну яму хоронили по нескольку человек (от 3 до 28)… Более редко встречающимся вариантом этого вида являются большие курганы» в обширных камерах которых сложены в несколько рядов свыше ста умерших». Но своих знатных сородичей скифы продолжали хоронить в индивидуальных подкурганных склепах-срубах.

В настоящее время найдено великое множество изделий тагарской эпохи. Некоторые из них представлены на рисунке 15.

а

б

в

а – рукоятка бронзового кинжала с бабочковидным перекрестием и навершием рукояти в виде голов орлиных грифонов; б – лежащий олень. Бронзовая бляшка (рис. 119, 139) [186];

в – бронзовый кинжал (длина клинка32 см), V век до Р.Х. (рис. 61). Эрмитаж. Художник М.А. Лобырев [15];

Рисунок 15 – Предметы тагарской культуры. Минусинская впадина

 

В правильно и полностью раскопанных могильниках находили свыше одной тысячи разнообразных изделий из бронзы.

Отметим, что в скифской культуре Северного Причерноморья с VII по V века до Р.Х. были распространены золотые штампованные фигурки галопирующего оленя, по своему исполнению даже в мелочах крайне близкие к тагарским (рисунок 15, б).

На рисунке 16 также представлены некоторые предметы тагарской культуры [25].

Поз. 4, 9 – «пнн» (предметы неизвестного назначения) – существующая в настоящее время аббревиатура наименования своеобразных бронзовых изделий, распространенных в Центральной Азии, Южной Сибири и др. регионах в эпоху поздней бронзы и раннего железа. В развитой тагарской культуре «пнн» – змеевидные украшения

Рисунок 16 – Предметы развитой тагарской культуры (сарагашенский этап)

Предметы (украшения, оружие и пр.) находили случайно при пахотных работах, в ходе конфискации артефактов у грабителей скифских курганов, покупали и, естественно, отыскивали при проведении плановых археологических раскопок (рисунок 17).

Рисунок 17 – Тагарский курган на реке Бирь. Раскопки И.Т. Савенкова (1910 год)

На основании найденных тагарских артефактов, обнаруженных и расшифрованных наскальных рисунков, исследователям удалось восстановить вооружение скифов тагарской культуры.

На рисунке 18 [15, с. 82] изображена боевая ладья тагарцев.

Рисунок 18 – Тагарская боевая ладья. Прорисовка петроглифов Шелаболннских скал в Минусинской котловине. V – IV века до Р.Х.

В ходе боевых действий они, по-видимому, широко использовали речные флотилии.В сражении на воде сначала применялось метательное оружие (луки со стрелами, дротики), затем, при абордажном бое, копья и клевцы.

Скифские народы умели строить боевые речные суда и успешно применяли речной флот в войнах.

На рисунке 19, а представлен тяжеловооруженный скифский воин тагарской культуры [15, с. 80].

                                        а                                                                     б

а – тяжеловооруженный тагарский воин; б –  тагарский лыжник

Рисунок 19 – Скифские воины Южной Сибири, V – IV века до Р.Х. Реконструкция по изобразительным материалам и археологическим находкам Среднего Енисея. Художник М.А. Лобырев

Его тело защищают ламинарные доспехи из подвижно соединенных друг с другом многослойных поперечных кожаных лент. Шлем тагарца также сшит из многослойной кожи. Вооружение – короткое копье с бронзовым наконечником, которое можно было использовать как дротик. На поясе слева в общих ножнах закреплены бронзовые кинжал и нож, а справа – такой же клевец (чекан), предназначенный для ближней рукопашной кавалерийской схватки.

На рисунке 19, б [15, с. 79] изображен тагарский лыжник. Зимой скифские лыжники выполняли функции войсковой разведки. При встрече с противником они осыпали врага градом стрел. Если их атака не приносила быстрого успеха, то, избегая прямого боевого столкновения, лыжники уклонялись от сражения и уходили от противника по глубокому снегу. Лыжи скифы подбивали камусом – шкурой с голени оленя. Такая подбивка удерживала лыжи от проскальзывания при движении на подъем. Вооружение: клевец, бронзовый кинжал, нож (в специальном отделении ножен кинжала), лук с колчаном со стрелами.

Видимо, минусинские скифы имели свою вполне оформленную государственную структуру. Так, в 1940 году в Хакассии рядом с городом Абакан было найдено здание китайской постройки. Площадь здания не менее 200 м2, толщина глинобитных стен – от 1,8 до 2,0 м, а крыша была крыта черепицей. На рисунке 20 представлен круг от китайской черепицы с древнего китайского здания под Абаканом.

Рисунок 20 – Круг от черепицы с китайской надписью

Здание отапливалось нагретым воздухом с помощью системы каналов, проложенных под полом. Автор статьи  по нескольким найденным артефактам относит постройку этого здания периода Ханьской империи (206 год до Р.Х. – 220 год по Р.Х.) в Китае к таштыкской археологической культуре. Китайские хроники рассказывают о том, что в Ханьское время китайцы подолгу жили на Енисее [27].

Но время перехода к более поздней таштыкской культуре (II век до Р.Х. – V век по Р.Х.), которая органически связана с тагарской, было не одномоментным. Поэтому вполне вероятно, что тесные связи между енисейскими скифами и Китаем имеют гораздо более древние корни.

 

 

ДЛЯ СПРАВКИ. Отметим, что в статье [28, с. 72-84] исследователи связывают постройку китайского здания под Абаканом с вполне конкретной исторической личностью – китайским полководцем Ли Лином, который проиграл в 99 году до Р.Х. войну государству народа хунну и попал к врагам в плен. Но хуннский шаньюй (верховный правитель) назначил пленника губернатором провинции Хягас (Хакассии) и отдал ему в жены свою дочь. И эта версия появления китайского дворца в Сибири не лишена серьезного основания.

 

 

Тагарская культура скифов южной Сибири являлась органической частью огромного евразийского скифского мира. Скифское влияние на славян отрицать невозможно. Такие изобретения сибирских скифов как дом, срубленный из бревен (изба) и речные суда, позволили славянам, русам и другим народам освоить для ведения хозяйственной деятельности огромные лесные просторы Евразии. Каково было самоназвание минусинских скифов? Тагары – это всего лишь книжное научное название одного из сибирских скифских этносов. Вполне возможно, что минусинские скифы были одним из племен саков. Но это всего лишь предположение, основанное на том, что регион Андроновской археологической культуры, вероятной прародины многих скифских народов, в том числе и саков, расположен неподалеку от всей Западной Сибири в целом и от Минусинской котловины в частности.

Напомним, что, например, название древнегерманского народа саксы (саксоны, именно так их называли античные авторы) означает всего лишь Saka-suna – сыны саков, то есть скифов [29].

Вероятно, поэтому в современном русском и английском языках (саксы – прямые предки современных англичан) встречаются удивительно похожие по смыслу и звучанию слова. Особенно, если английские слова прочитать в полном соответствии со звучанием букв, которыми они написаны, как-то:

1) доля – doleдоли;

2) седло – saddleседли;

3) конь – horseхорси (Хорс и в славянской и в иранской мифологии бог Солнца);

4) черенок, черешня – cherry (вишня) – чери. И тут все ясно и также не нужны комментарии.

Таких похожих однокоренных слов, как четыре приведенных выше, в русском и английском языке не мало. Saka-suna они и Англии Saka-suna. Даже через пару тысяч лет.

Тагарская культура скифов южной Сибири являлась органической частью огромного евразийского скифского мира. Скифское влияние на славян отрицать невозможно. Такие изобретения скифов, вполне вероятно, что именно сибирских, как дом, срубленный из бревен (изба) и речные суда, позволили славянам, русам и другим народам освоить для ведения хозяйственной деятельности огромные лесные просторы Евразии. Каково было самоназвание минусинских скифов?

Тагары – это всего лишь книжное научное название одного из сибирских скифских этносов. Вполне возможно, что минусинские скифы были одним из племен саков. Но это всего лишь предположение, основанное на том, что регион андроновской археологической культуры, вероятной прародины многих скифских народов, в том числе и саков, расположен неподалеку от всей Западной Сибири в целом и от Минусинской котловины в частности.

Согласно [17, с. 494–495] европеоиды Минусинского края, а также проникавший на средний Енисей северокитайский и монголоидный компоненты к I веку до Р.Х. образовали своеобразный этнический субстрат, из которого впоследствии вырос древнекыргызский физический тип.

Кроме данной работы, этногенезу, культуре и вооружению народов скифского суперэтноса посвящены следующие публикации авторов [30 – 37]. Любознательные читатели в данных статьях могут найти некоторые интересные для себя сведения.


Библиографический список
  1. Радлов, В.В. Из Сибири: страницы дневника [Текст] / В.В. Радлов – М.: Главная редакция восточной литературы, 1980. – 752 с.
  2. В. В. Радловъ. Сибирскія древности. Изъ путевыхъ записокъ по Сибири. Переводъ съ нѣмецкаго Графа А. А. Бобринскаго. С.-Петербургъ. 1896. Печатано по распоряженію Императорскаго Русскаго Археологическаго Общества. Секретарь В. Дружининъ. [Электронный ресурс]. URL: https://unixone.ru/?p=1423
  3. Формозов, А.А. Очерки по истории русской археологии [Текст] / А.А. Формозов – М.: Издательство АН, 1961. – 128 с.
  4. Вадецкая, Э.Б. Роль бугровщиков и мифы «о могильном золоте» на Енисее [Текст] / Э.Б. Вадецкая // Советская археология, 1971, №2. – С. 208-211.
  5. Руденко, С.И.  Сибирская коллекция Петра I. Свод археологических источников Д3-9 [Текст] / С.И. Руденко – М.-Л.: Советская археология, 1962. – 79 с.
  6. Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Евразийский суперэт-нос // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ре-сурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18063 (дата обращения: 27.12.2016).
  7. Сайт «Археология». Мартынов, А.И Археология: Учебник. М.: Высшая школа 2005. – 447 с. [Электронный ресурс]. URL: http://arheologija.ru/martyinov-arheologiya/
  8. Троицкая, Т.Н. Археология Западно-Сибирской равнины: учебное пособие [Текст] / Т.Н. Троицкая, А.В. Новиков – Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2004. – 136 с.
  9. Матвеева, Н.П. Реконструкция костюма воина из могильника Сидоровка (Западная Сибирь) [Текст] / Н.П. Матвеева, Д.В. Хайдукова, А.С. Долгих // Вестник Тюменского университета, 2013, № 2 – С. 7 – 20
  10. Сайт «Электронная библиотека Modern Lib.Ru». Михаил Шолохов. Тихий Дон. [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/sholohov_mihail_aleksandrovich/tihiy_don/read
  11. Сайт «Библиотека Якова Кротова». Лев Диакон. История. Книга 9 [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/acts/10/lev_diak/leo_9.htm
  12. Сайт «Военная литература». Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации (1993) [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/regulations/russr/su1993/index.html
  13. Шэрон Тернер. История Англо-саксов. Книга вторая. Глава первая. [Электронный ресурс]. URL: http://britanniae.ru/reconstr/sharon_turner/sharon-turner_2_01.htm
  14. Ковригин, А.А. К вопросу о социальной структуре населения Зауралья в раннем железном веке [Текст] / А.А. Ковригин, Д.И. Ражев // Россия и Восток: археология и этническая история. Материалы IV международной научной конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия» – Омск: ИИ УРО РАН, 1997. – С. 39-41
  15. Соловьев, А.И. Оружие и доспехи: сибирское вооружение от ка-менного века до средневековья [Текст] / А.И. Соловьев – Новосибирск: ИН-ФОЛИО-пресс, 2003. – 224 с.
  16. Кудрявцев, О.В. Вторжение костобоков в балканские провинции Римской империи [Текст] / О.В. Кудрявцев // Вестник древней истории, 1950, №3 – М.: Издательство Академии Наук СССР – С. 56 – 70
  17. Теплоухов, С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края [Текст] / С.А. Теплоухов // Материалы по этнографии. Т. 4. Вып. 2. Л., 1929. С. 41-62.
  18. Киселев, С.В. Древняя история Южной Сибири [Текст] / С.В. Киселев – М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. – 641 с.
  19. Грумм-Гржимайло, Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край Т. 2 [Текст] / Г.Е. Грумм-Гржимайло – Л.: Издание Ученого Комитета Монгольской Народной Республики, 1926. – 902 с
  20. Евтюхова, Л.А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов) [Текст] / Л.А. Евтюхова – Абакан: Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 1948. – 109 с.
  21. Гильфердинг, А. О сродстве языка славянского с санскритским [Текст] / А. Гильфердинг – Спб.: Типография Императорской Академии Наук, 1853. – 318 с.
  22. Сайт «Энциклопедии & Словари». Санскрит. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия 1969-1978 [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Sanskrit-79222.html
  23. Сайт «Энциклопедии & Словари». Балка. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия 1969-1978 [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Balka-54674.html
  24. Сайт «Энциклопедии & Словари». Изба. Этимологический словарь Фасмера. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/fasmer/Izba-4858/
  25. Артамонов, М. И. Сокровища саков. Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы. Минусинские бронзы. Сибирское золото. [Текст] / М. И. Артамонов – М.: Издательство «Искусство», 1973. – 280 с.
  26. Вадецкая, Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея [Текст] /. Э.Б. Вадецкая – Л.: Институт истории материальной культуры РАН, 1986. – 180 с.
  27. Евтюхова, Л.А. Древнекитайское здание на Среднем Енисее [Текст] / Л.А. Евтюхова // Вестник древней истории, 1946. №1. – С. 107-111.
  28. Евтюхова, Л.А. Раскопки китайского дома близ Абакана (Хакасская А.О.) [Текст] / Л.А. Евтюхова, В.П. Левашева // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. Вып. XII. – М.-Л.: Издательство АН СССР, 1946. – 184 с.
  29. Шэрон Тернер. История Англо-саксов. Книга вторая. Глава первая. [Электронный ресурс]. URL: http://britanniae.ru/reconstr/sharon_turner/sharon-turner_2_01.htm
  30. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Постников А.А. Скифы азиатские // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/19845  (дата обращения: 14.02.2017).
  31. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М., Постников А.А. The Cimmerians and the Scythians-Skolots // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/78918 (дата обращения: 09.03.2017).
  32. Гумелёв В. Ю., Юдин Т. М., Постников А. А. Города скифов-сколотов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970162.htm. [Дата обращения: 03.05.2017].
  33. Юдин Т. М., Гумелёв В. Ю., Постников А. А. Сколоты: нравы и обычаи народа Скифского царства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970168.htm. [Дата обращения: 03.05.2017].
  34. Гумелёв В. Ю., Юдин Т. М., Постников А. А. Германо-скандинавские боги были родом из южнорусских степей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570098.htm. [Дата обращения: 03.05.2017].
  35. Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Скифы европейские: сколоты // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/05/23810  (дата обращения: 18.05.2017).
  36. Гумелёв В.Ю. Скифы алтайские: вооружение и сакральные символы [Текст] / В.Ю. Гумелёв, В.В. Елистратов, Д.А. Филиппов, А.А Постников // Сборник статей пятнадцатой Международной научной конференции «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ» Кемерово, Издательский дом «Плутон», 2017. С .9 – 17 [Электронный ресурс]. URL: http://www.idpluton.ru  [Дата обращения: 03.12.2017].
  37. Гумелёв В.Ю. Скифы алтайские: образ жизни, нравы и обычаи, способы ведения боевых действий [Текст] / В.Ю. Гумелёв, В.В. Елистратов, Т.М. Юдин, Д.А. Филиппов // Сборник статей шестнадцатой Международной научной конференции «Человекознание» Кемерово, Издательский дом «Плутон», 2017. С. 5 – 14  [Электронный ресурс]. URL: http://www.idpluton.ru [Дата обращения: 03.12.2017].


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация