ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИИ

Кравченко Альберт Иванович
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры истории и теории социологии социологического факультета

Аннотация
В статье освещаются образовательные онлайн-технологии, в том числе концептуальное картирование, мультимедиа, дистанционное обучение, вебинары, видеоконференцсвязи.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кравченко А.И. Образовательные онлайн-технологии // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/87131 (дата обращения: 05.11.2024).

Сегодня безбумажные технологии явно теснят бумажные и требуют коренной перестройки современного образования. На передний план выдвигается потребность в “визуальной грамотности” – новом направлении в педагогике, возникшем в США в 1960-х гг. и основанном на признании особой значимости визуального восприятия в познавательных процессах [1]. Использование информационных технологий побуждает к переосмыслению процесса обучения в университете, ориентируя на построение в масштабах учебного заведения интеллектуальной обучающей системы, информационная база которой включала бы знания и методический опыт преподавателей применительно не только к конкретным учебным дисциплинам, но и связям между ними [3].

Меняются образовательные технологии, в том числе способ сообщения знания: из набора установленных истин, транслируемых в аудиторию, знание превращается в способ решения конкретных задач. Одним из распространенных методов решения названных задач является метод создания концептуальных карт (схем) или концептуальное картирование [6]. Концептуальная карта представляет собой способ организации знания. Она включает узловые точки и связи между ними. Узловые точки (или круги) представляют различные концепты, связи (линии) – отношения между концептами. Нарисованная студентом, концептуальная карта наглядно показывает, как ее автор осмысливает (конструирует) предмет или тему (смыслы), как он организует свои знания. Тем самым выявляются сложившиеся ментальные структуры, способы мышления. Карта помогает лучше понять способности студентов конструировать смыслы, относящиеся к изучаемому предмету [2, с.669]. Концептуальное картирование – неплохой помощник в планировании учебного процесса, при создании рабочей программы курса. Карта помогает преподавателю четко структурировать свои пожелания относительно того, что, по его мнению, студентам необходимо изучить. «В этом случае акцент делается не на вопросе “чему я хочу научить студентов”, а на вопросе “чему я хотел бы, чтобы научились студенты”. Конструируя рабочую программу курса на основе концептуального картирования, мы получаем следующие преимущества: становятся очевидными тривиальные темы или проблемы, которые безболезненно можно исключить из курса; усиливаются акценты на наиболее значимых темах, на междисциплинарных проблемах и вопросах, что способствует интегративности обучения; четко осмысливается логическая структура курса с учетом конструктивистской активности самих студентов; формируются основы для педагогически правильного конструирования всего учебного процесса»  [2, с.669].

Организационно содержание обучения можно рассматривать как совокупность курсов, лекций и практикумов, а отдельный курс – как тематически замкнутую систему иерархически выстроенных познавательных проблем, тем, справок, заданий, кейсов. Мультимедиа – система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс; что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.

Учебные программы и курсы в системе современного высокотехнологичного образования формируются при помощи таких строительных элементов, как флэш-анимации, веб-опросы, файлы, гиперссылки, электронные тесты, материалы медиатеки, электронные документы любых форматов, записи вебинаров, электронные курсы или отдельные их разделы, видео, аудио-ролики, ссылки на внешние ресурсы. Компьютерная сеть – специфический учебно-методический комплекс, обеспечивающий техническую, методическую и организационную поддержку единого учебного процесса, проходящего в нескольких географически разнесенных учебных группах [5]. Интерактивные журналы представляют собой периодические издания, распространяющиеся среди подписчиков через компьютерные сети.

Новой стратегией современного образования стало дистанционное обучение – полноформатное среднее или высшее образование, получаемое студентами через удаленный доступ, обеспечиваемый современными информационными технологиями. Дистанционное образование – не только способ экономии средств, но и форма образовательной мобильности. В век компьютерных технологий не обязательно лично ехать на другой конец земного шара, чтобы поговорить с ведущими учеными и специалистами, пообщаться с коллегами. Все контакты происходят в виртуальном пространстве. Посещение городской библиотеки заменяет «работа с информацией», т.е. анализ баз данных в сети, работа с поисковыми машинами, с электронными словарями и переводчиками. Ныне студент-первокурсник может собрать и обработать информацию, для которой 20 лет назад нужна была квалификация кандидата или доктора наук.

В отличие от заочного образования, известного с советской поры, современное дистанционное обучение не ставит производство знаний на поток. Дистант всегда индивидуален: никакого конвейера, только штучное производство. Студент сам выбирает дисциплины и учебные курсы, их последовательность и продолжительность. Один предмет он может пройти быстро, в течение двух-трех недель, другой — изучать долго, не спеша.

Информационное и нормативное обеспечение дистанционного обучения (ДО) представлено на странице “Дистанционное образование” официального сервера Минобразования РФ, содержащего следующие разделы: организации сферы ДО в России; зарубежные организации ДО; справочники и базы данных по ДО; программы и проекты; конференции по ДО; семинары и учебные программы по ДО; методическое обеспечение ДО; программные средства; нормативно-правовая база данных; публикации по ДО; телеконференция “Российское ДО”; новости.

Интерактивные on-line дискуссии, вебинары и вебконференции, работа с удаленными экспериментальными установками – отличительные черты информационного сопровождения современного процесса образования. Двух- и многосторонние аудио- и видеоконференции, эхоподавление, совместный просмотр видео/документов/презентаций/рабочего стола, общий и приватный чаты, обратная связь от участников, онлайн-опросы, а также поддержка iPad, iPhone и Android формируют встроенную систему современных вебинаров.

Вебинар (webinar) – интерактивный, виртуальный онлайн семинар, проводимый с помощью Интернета. Связь, как правило, односторонняя — со стороны говорящего, и взаимодействие со слушателями ограничено. Вебинар представляет из себя семинар или лекцию онлайн, занимающий по времени от 15 минут до 6 часов. Онлайн-семинар обозначает презентации, лекции, семинара или курса, организованных при помощи web-технологий в режиме реального времени. На вебинаре основное общение между преподавателем и слушателями осуществляется посредством аудиосвязи в режиме реального времени. Особенность вебинаров – интерактивность, возможность демонстрировать, отдавать, принимать и обсуждать информацию. Во время обучения могут демонстрироваться видеоролики, слайды презентации, использоваться веб-камера или цифровая камера, обмениваться или предоставлять доступ к своим файлам. Эффективным средством проведения вебинара являются голосования и опросы, позволяющие в реальном времени собрать информацию от слушателей по тому или иному вопросу. Количество слушателей, проходящих обучение с использованием вебинаров, постоянно растет.

При организации вебинаров используются следующие программные инструменты. GoToMeeting – базовое решение, позволяющее создавать конференции, в которых принимают участие до 15 человек. GoToWebinar – позволяет создавать вебинары для 1000 слушателей. Adobe Connect – прогаммное обеспечение, предназначенное для организации вебинаров. Adobe Presenter – модуль для обмена данными и проведения обучения на базе приложения MS Powerpoint. DimDim – бесплатный сервис для организации веб-конференций. Виртуальный класс WebSoft позволяет в режиме онлайн проводить лекции и интервью[1].

Webinar.ru – сервис для проведения семинаров, тренингов и конференций в России через интернет. С 2008 году Webinar.ru занимает лидирующую позицию на рынке онлайн-конференций России и СНГ. С его помощью провели десятки тысяч вебинаров уже более 3000 клиентов. В 2010 году Webinar.ru был признан лучшим Российским Интернет-сервисом в рамках конкурса «Продукт года Softool 2010».

Сравнительно недорогим вариантом является компьютерная видеоконференцсвязь в ISDN в стандарте BRI, активно используемая в образовании в США и Европе. Значительные успехи по использованию этого вида видеоконференцсвязи в учебном процессе достигнуты Центром дистанционного образования СПбГТУ в совместных проектах с университетами Швеции и Финляндии. В практике образования широко применяется передача файлов по протоколу ftp. На WWW сервере Центра “Информика” www.informika.ru размещена поисковая система совместной разработки Тамбовского ГТУ, Ивановского ГЭУ, Пермского ГТУ, Уфимского ГАТУ, позволяющая отыскивать на ftp-сайтах Интернет различное public-domain и shareware программное обеспечение и методические материалы по дистанционному обучению [4].

Компания iSpring является ведущим мировым разработчиком профессиональных продуктов в своей области. Ее программы позволяют создавать профессиональные Flash-презентации и электронные учебные курсы в среде PowerPoint; интерактивные тесты, опросы и анкеты в формате Flash; Flash интерактивности для увеличения иллюстративных возможностей электронных курсов. Основные инструменты: iSpring Suite – расширенный набор инструментов для разработки электронных курсов в среде PowerPoint; iSpring Pro – создание учебных курсов из презентаций PowerPoint; iSpring QuizMaker – разработка интерактивных тестов, анкет и опросов; iSpring Free – бесплатный инструмент создания Flash-презентаций и электронных курсов из PowerPoint. Более 30 000 пользователей по всему миру выбрали продукты компании iSpring для организации эффективного дистанционного обучения и автоматизации процесса проверки знаний[2].

В системе образования в настоящее время активно идут эксперименты, связанные с использованием в образовательных проектах технологий видеоконференцсвязи. Сравнительно дешевые технологии, основанные на семействе TCP/IP протоколов, реализованы в ряде программных продуктов, таких как CU-SeeMe, NetMeeting, IPPhone, IVisit и др., и используются в образовании уже довольно давно. Так, в проекте дистанционного обучения группы студентов МГИЭМ в университете штата Нью-Йорк была реализована защита дипломных проектов в режиме видеоконференцсвязи с использованием CU-SeeME [4].

Использование информационных технологий побуждает к переосмыслению процесса обучения в университете, ориентируя на построение в масштабах учебного заведения интеллектуальной обучающей системы, информационная база которой включала бы знания и методический опыт преподавателей применительно не только к конкретным учебным дисциплинам, но и связям между ними [3].


[1] Информация по источнику: http://www.web-learn.ru

[2] Информация по источнику: http://www.ispring.ru/


Библиографический список
  1. Боголюбов В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий.  Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001
  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15 томах. Т.8. Социализация и образование. М.: ИНФРА-М, 2005.
  3. Метешкин К., Шаронова Н. Использование гибридного интеллекта в учебном процессе высших учебных заведений // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2001. № 11.
  4. Cкуратов А. К., Сухарева Н. А. Информационые технологии дистанционного обучения [электронный ресурс] http://www.ict.edu.ru/ft/003992/skuratov.pdf
  5. Сушко А.И.. Социально-коммуникативная среда Интернета в научно-образовательном процессе России: социологический анализ. Дисс. канд. социол. наук. М, 2009.
  6. Trochim W. An Introduction to Concept Mapping for Planning and Evaluation [электронный ресурс] http://trochim.human.cornell.edu/research/epp1/epp1.htm


Все статьи автора «Кравченко Альберт Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: