ФИГУРА ПИСАТЕЛЯ В АЛЬБОМЕ «ГОРГОРОД» OXXXYMIRON’A

Клячина Марина Юрьевна
Ивановский государственный университет
магистрант

Аннотация
В статье рассматривается фигура писателя, которая оказывается отличной от традиционного изображения. Это связано с постмодернистской установкой на свержение власти метанаррации.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Клячина М.Ю. Фигура писателя в альбоме «Горгород» Oxxxymiron’a // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/87106 (дата обращения: 15.10.2024).

Альбом «Горгород» [1], вышедший в 2015 г., стал отправной точкой в изучении творчества Oxxxymiron’a, что неудивительно: соединение массового (интересный сюжет, сериальность, проявляющаяся в интригующих концовках каждой песни) и элитарного кодов (интертекстуальность, фрагментарность) породило бесконечную игру означивания.

Одним из центральных образов альбома становится писатель. Выбор образа нам кажется неслучайным.

Как известно, русская литература в XIX-XX в. идеологична, что связано с общественно-политической ситуацией, а также традицией предыдущих периодов литературы. Как писал М.М. Голубков, «литература стала особой формой религии, а писатель – проповедником. Литература подменила собой Церковь» [2].

Как и любая идеология, русская литература представляет собой властный дискурс, метанаррацию [3]. Иерархичность и жесткость структуры метанаррации обуславливают появление бинарной оппозиции: всё, что не соответствует идеологии классической литературы, занимает позицию неправильного. То же верно и для фигуры писателя: любой отход от традиционного пути воспринимается, по меньшей мере, предательством.

Постмодернизм пытается избавить литературу от излишней учительности и пафоса и вернуть ее в русло чистого творчества, а писатель снимается с поста проповедника и учителя. При этом используются самые разнообразные приемы: ирония, гротеск, подмена содержания традиционного образа и т.д.

Марк – герой альбома – писатель, добившийся определенного успеха. У него есть литературный агент Кира, которая общается с ним через автоответчик. В первом треке звонит Кира и подгоняет с написанием рукописи. Она также сообщает, что ей звонил какой-то повернутый фанат, и предупреждает, что он может добраться и до Марка.

Второй трек «Кем ты стал?» представляет собой гневную речь фаната, обвиняющего Марка в том, что тот перестал быть верен себе после того, как добился славы и денег: «кураж исчез, эпатаж, немалый гешефт, буржуа, / для этажерок тираж скупают уже»; «но едва вернулся как тут же сузил свой круг тем / До тус и девок – сюжетов устье опустело. / Ты литературной фигурой собственный пуп сделал».

Фанат считал Марка старшим братом, т.е. авторитетом (учителем). Во фразе «я вживался в каждый твой текст, меня поражал интеллект» мы видим, что литература для этого человека неотделима от жизни. Фанат принимает все написанное, как есть, без критического осмысления.

Типичное отношение к писателю как учителю и проповеднику видим в следующих строчках: «Осознал ли сам что за рупор сжимаешь в руках?», «Луч света! Был из тех, за кем все идут следом». Дискурс русской литературы определил для писателя жесткость позиции в том смысле, что ему не полагается менять свою литературную стратегию, он не имеет права на смену методов или мнения. Писатель оказывается подчинен метанаррации, которая определяет круг тем, линии поведения и проч. Как уже говорилось, игнорирование писателем своих «обязанностей», которые задает дискурс, воспринимается негативно: «Врут слепо, для тебя табу сделать вдруг слепок с общества, / ты трус или просто сдулся нех**ственно?! Эй! Кем ты стал, склеив себе пьедестал из фенов, / Что были преданны делу? Ты предал свой стайл».

Следующий трек – «Всего лишь писатель» – ведется от лица самого Марка и становится ответом на гневную речь фаната. Он говорит, что его призвание – «марать бумагу», что он не был рожден для великих дел. Марк пытается снять с себя роль учителя и авторитета, он понимает, что борьба с властью бесполезна: «Если власть это клоунада, борьба с ней – белиберда, / Нахера мне тогда в калашный ряд?». В этом треке Марк присутствует на вечеринке в честь переизбрания мэра и находится в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения, потому его мысли по поводу можно считать искренними: «Кого я и куда я поведу? Я потерян сам / Они спрашивают: кем же я стал? За что борюсь? Где дорога? / Отъе**те, ей богу, дай упоюсь»; «Честно, я сам не знаю, ребзя, кем же я стал / Я всего лишь писатель, моё дело писать – и не е**т!»; «Я не подхожу для борьбы со злом / Тут бунтари все обречены как Авессалом / Я за добро, но я пишу книги, а в остальном:/ Да гори оно всё пламенем синим, еб**ь конём!». Нельзя не заметить сильный акцент на том, что он всего лишь писатель. Здесь кроется конфликт в понимании обществом роли писателя. Обыватели воспринимают писателя как человека, способного своими словами изменить мир: «Пойми, меня не е**т / Я, что, вам, сильный мира сего? / Политик? Алло! Я – писатель / Роли спасителей – не моё». Но опыт истории доказывает, что какие бы сверхгуманистические произведения не писались, это не уберегает от трагедий. Две мировые войны показали исчерпанность идей эпохи Просвещения (очередная метанаррация), невозможным стало верить в гуманизм.

Марк понимает, что его статус писателя очень шаток: «Я в городе на птичьих правах – мне здесь хорошо / Я не местный мажор, я, естественно, вижу всё мракобесие», а обличительные речи никого не спасут.  И он высказывает претензию обществу, которое не способно на переворот и ждет какого-то лидера, за которым можно пойти: «Ну-ка, если нашел угол – не сри, где живёшь. Эти ваши разговоры про рупор – это пи***ж. Я ж**у не лизал, почему же совесть чиста? Остальное – задачи общества». Здесь возникает конфликт поэта и толпы, который будет развит далее.

Уходя с вечеринки, Марк встречает Алису (далее – трек «Девочка П**дец» нас интересовать не будет, т.к. тема писателя там не затрагивается). Она знакомит его с Гуру (учитель, духовный наставник в индуизме и буддизме), от общения с которым предостерегает Марка Кира. Гуру проповедует идею связи всего со всем и противостоит Мэру.

После этой встречи Кира просит Марка остаться с ее сыном, пока они с мужем отдохнут вместе. В треке «Колыбельная» Марк подчеркивает, что в обществе важны статусы, которые определяют место человека и отношение к нему: «Знай, тебя укладывает спать популярный писатель. / Но тебе на эти статусы плевать, /Ведь пока тебя впечатляет найденный оловянный солдатик».

Интересными кажутся строки: «Чем ещё заниматься тут? / Сопротивляться глупо, мрак – водолаз да спрут». А. Гончаров [3] писал, что водолаз и спрут – образы Гуру и Мэра соответственно. Можно предположить, что существующая конфронтация этих двух героев – союз. Гуру сознательно или нет «поставляет» Мэру вдохновившихся героев (или шутов, о которых пойдет речь в «Полигоне»).

Трек «Полигон» – произведение, написанное Марком, когда он сидел с сыном Киры. Трек является слепком с общества, о котором просил фанат, и обличает существующий порядок Горгорода. Но злободневность направлена не на правление, а на общество, не готовое к переменам: «Какие-то шуты на потешном столбе висят. / Тут нечего ловить, не задерживай беглый взгляд»; «Винить систему теперь стало уделом свиней, / У таких прицел на спине. / Ну же, начни с себя, докажи, что ты не свинья, / Укажи, кто змея, накажи за себя, / За других – община, семья». Марк в этом произведении политизировано ироничен, т.е. вернулся к своему старому амплуа. В конце трека звучит автоотвечик: Кира говорит, что не узнала Марка в этом тексте, что связывает с влиянием на него Гуру и Алисы.

Далее в треке «Накануне» Марк пишет о предстоящих планах по свержению Мэра. Вновь звучит тема писателя и предназначения. Марк признает, что пишет, потому что появился голод, «который помнит, как юн был и молод до того, как Молохом был в пух перемолот, /До премий, хора клубов, билбордов, журналов, где сходу был вдруг титулован. / Я что-то пишу на сиюминутную злобу».

В треке «Слово мэра» мы узнаем, что Марка схватили и привели к Мэру. Мэр относится к Марку снисходительно и с легкой иронией. Он говорит, что Марк был натравлен Гуру на него. С одной стороны нет ничего безобидного в том, что Марк принимает идею. Но он критически ее не переосмысляет до тех пор, пока не встречается с Мэром. Мэр ему говорит, что он собрал только половину пазла, которую ему дал Гуру: «Тебе промыл мозги идиот под горой, / Все переплетено который год – анекдот с бородой. / Конспиролог-изгой, мы с гуру знакомы с тех пор, / Как это горе-воин был чиновник, чье слово закон». Идея Гуру – это тоже наррация, она претендует на единственно верную истину и не приемлет никакой другой. Т.е. Марк проявил себя как ведомый, что не соотносится с его позицией ведущего, если бы он принял на себя пост проповедника. Мэр читал произведения Марка, но относится к этому с иронией: «Я даже листал твой фолиант, что издан / Браво, бис!.. / Ты дальше б сочинял, смешил, писал природу, пасторали». Мы уже знаем, что Марк писал обличительную литературу, а Мэр называет это пасторалями.

Важным является тот факт, что в Горгороде нет развлечений интеллектуального характера (библиотеки, музеи и т.д.). По крайней мере, они не играют такой значимой роли, как заведения, приносящие большие прибыли. Мэр говорит, что «Города по соседству, убрав своих деспотов, бедствуя, мрут / Для сравнения тут: /Горный воздух, спорт и здоровье, курорт, игорный дом, двор, торговый фуд-корт и.. / Добро пожаловать в Горгород! / Эталон комфортного отдыха, гольф, аквадром и кёрлинг / Добро пожаловать в Горгород! / Мировой гандбольный рекорд, ипподромы, соборы, боулинг / Добро пожаловать в Горгород! / Мой народ не хочет реформ и когда культурно накормлен / Добро пожаловать в Горгород!». Общество устраивает все, что есть, Мэр не считает толпу способной свергнуть его.

В треке «Башня из слоновой кости» Марк выходит из мэрии живым и невредимым и говорит, что он спасся благодаря своей известности, а потому Мэру смерть писателя была невыгодна. В этом треке Марк подводит черту под темой писателя и его предназначения: «Одни считают, что я сильно хитровые**нный, / Другие видят во мне наивный мир игр и книг / Ты пойми: я – гибрид, я вырос и таким, и таким / Я не был задуман для света софитов, интриг / И адреналина, выбор линии судьбы не хитрит». Он не воспринимает писательство как высшее предназначение, это просто занятие, которое было по душе: «Я просто годами писал и смотрел в окно / Зачёркивал, стирал, неустанно толстел блокнот / Хрупкие миры распадались во тьме на стол / Покуда мёртвые кумиры взирали со стен во двор». При этом он говорит, что пришедшая слава никак не поменяла его, но внешне ему пришлось играть по правилам сильных мира: «Теперь из каждого киоска смотрит моё е**о / Но что изменилось? Ничего внутри, а с виду зело / Ведь закрутили в узелок сильные мира сего».

Он называет цирком то, что происходит в обществе, когда часть будто бы готова к перевороту, но в последний момент отказывается от задуманного. Мэр говорил Марку: «Но с плохой компанией связался не нарочно, твари / Бросили тебя, едва запахло гарью». Марк видит только два пути жизни в Горгороде:  «Ведь в этом цирке лишь два пути: суицид или стоицизм / И если выбрал не суицид, тогда терпи, хватит ныть, дай во всю идти». Он выбирает не суицид, но стоицизм, т.е. он не собирается больше лезть во все эти политические игры и будет только творить.

В следующих строках снова видим повторение темы, что правление – это само общество: «И мой город не верит им / Его правление внутри, но не под горой [Гуру] и не в мэрии [Мэр]».

Последние строчки звучат так: «Ты ответь на такой вопрос мне: может ли творец жить в башне из слоновой кости? / Вхожем быть во дворец или яро против вельмож, или сохранять свой нейтралите…». Здесь Марк размышляет о том, что правомерен делать человек искусства. Но ответ предлагается искать самим слушателям. Нет готовых формул, каждому самостоятельно нужно решить, как прожить эту жизнь. Причем не стоит полагаться в этом вопросе на книги. Заканчивается трек тем, что в Марка стреляют.

Последний трек «Где нас нет» повествует о жизни Марка и Алисы . Как отметил А. Гончаров: «Что интересно, повествование ни разу не ведётся от его собственного лица (как и в следующем куплете про Алису). Всё, что мы слышим – это чьи-то цитаты и высказывания в его адрес» [4]. Таким образом, здесь минимально присутствие самого Марка: в треке звучат голоса, принадлежащие обществу. Через «Где нас нет» Марк высказывает свой упрек. Общество не вникает в суть, судит только поверхностно.

Название трека отсылает к известной пословице «Хорошо там, где нас нет», означающей, что жизнь в другом городе / стране лучше. Люди предпочитают мечтать, нежели делать что-то для того места, где они живут. Упрек в этом звучал еще в треке «Всего лишь писатель»: «если нашел угол – не сри, где живёшь».

Марк выступает обличителем общества. Толпа хочет быть ведомой, но писатель отказывается от этой роли, предоставляя людям самим принимать решения. Однако конфликт поэта и толпы решается снятием бинарной оппозиции. Марк тоже часть этого общества, а в треке «Башня из слоновой кости» он отказывается, по сути, от борьбы, выбирая стоицизм.


Библиографический список
  1. Федоров М.Я. Тексты альбома «Горгород». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://levenir.su/2016/01/11/music/oxxxymiron-gorgorod-slushat-luchshij-alternativnyj-albom-2015-goda/
  2. Голубков М.М. Рубеж веков глазами современника. Опыт историко-литературного описания / М.М. Голубков // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение. Реферативный журнал. 2012. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://transformations.russian-literature.com/rubezh-vekov-glazami-sovremennika
  3. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М., СПб., 1998. 160 с.
  4. Гончаров А. «Горгород» в руках литературоведа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dystopia.me/gorgorod/


Все статьи автора «Клячина Марина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: