ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН К ВЫПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ СУБЪЕКТОВ ОПТОВОГО И РОЗНИЧНОГО РЫНКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ЗАНИМАЮЩИХ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА УКАЗАННЫХ РЫНКАХ, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ДОЛЕЙ (АКЦИЙ) В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ СУБЪЕКТОВ ОПТОВОГО РЫНКА И ИХ ИМУЩЕСТВА, СУММАРНОЙ ВЕЛИЧИНОЙ УСТАНОВЛЕННОЙ ГЕНЕРИРУЮЩЕЙ МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СОСТАВ ГЕНЕРИРУЮЩИХ КОМПАНИЙ

Себенкова Виктория Олеговна1, Гавронов Дмитрий Константинович1
1Смоленский государственный университет, факультет экономики и управления, 2 курс

Аннотация
Данная статья посвящена одному из возможных вариантов применения технологии блокчейн в деятельности Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по контролю за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, а так же за перераспределением их долей (акций) и имущества. Проанализировав потенциально допустимую версию использования технологии блокчейн, мы выявили и раскрыли как достоинства, так и недостатки подобного применения, которые и изложены в нашей работе.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Себенкова В.О., Гавронов Д.К. Использование технологии блокчейн к выполнению Федеральной антимонопольной службой России функции государственного управления по контролю за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86981 (дата обращения: 29.03.2024).

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее ФАС РФ)  – это государственный антимонопольный орган исполнительной власти, который в рамках реализуемых полномочий осуществляет государственный контроль за стабильностью развития и поддержания конкурентной среды, а также пресекает незаконные действия, направленные на ограничение конкуренции.

Свободная конкуренция между участниками рынков активизирует развитость ранее не известных технологий и поиск более результативных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора по предпочтениям покупателей. Отталкиваясь от этого, старания ФАС РФ ориентированы на подавление и устранение сдерживающих конкурентную борьбу операций со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

Электроэнергетика – одна из приоритетных отраслей для развития конкуренции, так как она является наиболее важной отраслью энергетики, что объясняется такими преимуществами электроэнергии перед энергией других видов, как относительная лёгкость передачи на большие расстояния, соответственно ФАС РФ наблюдает за данной отраслью, содержащей в себе совокупность экономических отношений, образующихся в ходе производства , передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с применением производственных и других имущественных объектов, которые принадлежат на праве собственности или на другом предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или другим лицам. Энергетика представляет собой базу для функционирования экономики и жизнеобеспечения. [1]

Особые принципы работы Федеральной антимонопольной службы в сфере регулирования электрической энергии и мощности определены в следующем [1] :

- обеспечение целостности технологического управления Единой энергетической системой Российской федерации, надежного и безопасного функционирования;

- обеспечение доступности электрической энергии в интересах потребителей и обеспечение их прав;

- обеспечение охраны потребителей от безосновательного увеличения стоимости на электрическую энергию;

- создание необходимых критериев с целью привлечения вложений в целях развития и функционирования российской электроэнергетической системы;

- развитие конкурентного рынка электрической энергии и сдерживание монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;

- обеспечение недискриминационного доступа к предложениям субъектов естественных монополий в электроэнергетике и предложениям организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка;

- сохранение правительственной регулировки в отраслях электроэнергетики, в коих отсутствуют либо урезаны предпосылки к конкуренции;

- обеспечение доступа потребителей электрической энергии к сведениям о функционировании оптового и розничных рынков, а кроме того о деятельности субъектов электроэнергетики;

- экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии.

Федеральная антимонопольная служба имеет множество различных  функций. Не самой последней из них является функция контроля за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний.

В законодательстве РФ под  субъектами оптового рынка понимаются юридические лица, получившие право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка; [1]

Оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее – ОРЭМ) ¬¬– это специальная торговая площадка, на которой продается и покупается электроэнергия и мощность основной массы поставщиков Российской федерации. В торгах в ОРЭМ принимают участие пользующиеся известностью производители (собственники генерирующих объектов) и покупатели (энергосбытовые компании и примечательные потребители, получившие статус субъекта оптового рынка).

Работа ОРЭМ регламентируется Федеральным законом № 35-ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике» [1] и Правилами оптового рынка, утвержденными Постановлением Правительством РФ от 27.12.2010 № 1172 (ред. от 30.04.2018). [2]

Розничный рынок электроэнергии — область действия купли-продажи электрической энергии (мощности) и/или тепловой энергии (мощности) на уровне «энергоснабжающее предприятие — потребители».

Основной нормативный документ, определяющий порядок работы розничного рынка электроэнергии и мощности — это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (ред. от 30.12.2017). [3]

Таким образом ФАС осуществляет антимонопольное регулирование и контроль за действиями субъектов на оптовом и розничных рынках электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

Главным документом, контролирующим исполнение этой функции,  является административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по контролю за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний, утвержденный приказом ФАС России от 26.06.2012 N 417 (ред. от 23.07.2013). [4]

Административный регламент закрепляет следующие права и обязанности лиц, осуществляющих государственный контроль и лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля  [4] :

- получать согласно мотивированному запросу в фиксированный период документы, сведения, пояснения в письменной либо устной форме

- не раскрывать данные, составляющую государственную, коммерческую, служебную, другую охраняемую законодательством тайну, полученную антимонопольным органом, за исключением ситуаций, определенных законодательством РФ.

Права лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю [4] :

- приобретать исчерпывающую, актуальную и правдивые сведения о порядке исполнения государственной функции;

- исполнять личные права и обязанности собственнолично либо посредством представителя;

- адресовать жалобу в антимонопольный орган;

- обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд.

Обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю [4] :

- представлять в антимонопольный орган согласно его мотивированному запросу в фиксированный промежуток времени требуемые антимонопольным органом документы, объяснения, сведения соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, являющуюся коммерческой, служебной, другую охраняемой законом тайной), в том числе акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, другие документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи либо в форме записи на электронных носителях.

Срок исполнения данной функции не может быть больше трех месяцев и исчисляется со дня представления ходатайства (уведомления) и материалов в антимонопольный орган.

Административный регламент фиксирует конкретный порядок реализации данной функции. Осуществляются следующие административные процедуры [4] :

- подача, прием и регистрация документов от заявителя;

- рассмотрение представленных заявителем документов;

- принятие решения на основании рассмотрения представленных документов;

- направление решения заявителю.

В случае получения предварительного согласия антимонопольного органа об исполнении сделок по приобретению акций, собственности коммерческих организаций, прав в отношении коммерческих организаций, акций ходатайство представляется лицом, намеревающимся осуществить операцию.

В целях уведомления антимонопольного органа об исполнении сделок по приобретению акций, собственности коммерческих организаций, прав в отношении коммерческих организаций извещение представляется лицом, осуществившим операцию.

Ходатайство вместе с документами и сведениями представляется в антимонопольный орган согласно правилам, установленным в пунктах 3.7 – 3.14 данного регламенте, оно оформляется в письменном виде в произвольной форме. [4]

К уведомлению прилагаются документы и сведения как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Полный перечень документов отражен в статье 3.10 данного регламента. [4]

Рассмотрение переданных заявителем документов происходит на протяжении тридцати дней с даты получения ходатайства совместно с перечнем всех необходимых документов и сведений. В случае представления в антимонопольный орган не всех предписанных документов и сведений антимонопольный орган в течение пяти рабочих дней уведомляет заявителя о том, что уведомление не считается представленным, с указанием не представленных заявителем документов и сведений. Срок может быть продлен в связи с необходимостью дополнительного рассмотрения ходатайства, а также получения дополнительной информации для принятия решения по результатам рассмотрения ходатайства, если установлено, что заявленные в ходатайстве действия могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц). Дополнительное рассмотрение проводится антимонопольным органом в том случае, если заявленные в ходатайстве действия содержат признаки ограничения конкуренции. [4]

Признаками ограничения конкуренции являются [4] :

- уменьшение количества хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

- увеличение либо уменьшение стоимости товара, не связанные с соответствующими изменениями прочих общих условий обращения товара в товарном рынке;

- воздержание хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от независимых операций на товарном рынке;

- установление общих условий обращения товара в товарном рынке соглашением меж хозяйствующими субъектами либо в соответствии с обязательными для выполнения ими указаниями другого лица или в следствии согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих операций в товарном рынке;

- иные обстоятельства, создающие возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

По результатам рассмотрения ходатайства антимонопольный орган принимает одно из следующих решений [4] :

- об удовлетворении ходатайства (это заключение принимается в случае если антимонопольный орган определит, что действия, заявленные в ходатайстве, не приведут к ограничению конкурентной борьбы);

- о продлении срока рассмотрения ходатайства (это заключение принимается в случае, если антимонопольный орган определит, что действия, заявленные в ходатайстве, приведут либо могут послужить причиной к ограничению конкурентной борьбы);

- об удовлетворении ходатайства и одновременной выдаче заявителю предписания о исполнении мероприятий, нацеленных на обеспечение конкурентной борьбы, в случае реализации им заявленных в ходатайстве сделок (это заключение принимается в случае, если антимонопольный орган определит, что действия, заявленные в ходатайстве, приведут либо имеют все шансы послужить причиной к ограничению конкурентной борьбы);

- об отказе в удовлетворении ходатайства (это заключение принимается в случае, если антимонопольный орган определит, что действия, заявленные в ходатайстве, приведут к ограничению конкурентной борьбы, или в случае представления недостоверных данных).

Непосредственно здесь возникает вопрос о применении технологии блокчейн. Данную технологию можно внедрить с целью выполнения задачи по проверке наличия всей необходимой документации, регистрации уведомления, а также результирующего заключения органов ФАС России. При введении технологии блокчейн проверка документов соответствию формальным основаниям и принятие итогового решения будет производиться автоматически. Схема работы блокчейна будет выглядеть следующим образом. Заявитель подает в ФАС ходатайство в электронном виде, к нему должны быть приложены все прописанные в Регламенте документы. Далее система будет сверять перечень переданных заявителем документов с перечнем, закрепленном в Регламенте, и при установлении доминирующего положения заявителей, а также анализа и оценки состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках выносить конкретное решение. Если заявителем были предоставлены все документы, то заявление регистрируется системой автоматически и далее согласно плану действий выносится определенное заключение. Если документов, переданных в ФАС не достаточно, то заявка не регистрируется и возвращается заявителю  для того, чтобы он прикрепил необходимые документы, которые будут указаны в прилагаемом списке.

Введрение технологического процесса блокчейн, безусловно, принесет значительную пользу : [5]

Во-первых, это надежность и безопасность. Всякую централизованную базу данных возможно взломать. Технология блокчейн обеспечивает защищенность и безопасность данных, препятствием к фальсификации сведений является мощный алгоритм шифрования с использованием хеш-функций. При изменении информации в одном блоке хеш-функция меняется и по значению хеш-функции с легкостью возможно будет найти блок, подвергнутый изменениям.

Во-вторых, это возможность формирования приватной системы, что полностью контролируется только лишь её организаторами и не доступна для иных лиц. К примеру, ФАС РФ может быть подобным организатором. Только конкретная группа лиц будет способна вносить данные о новых ходатайствах и просматривать данные о предыдущих. Приватная система в ФАС представляет собой большое преимущество, так как некоторые предоставляемые документы предполагают собой государственную, коммерческую либо другую охраняемую законом тайну, доступом к которой будет обладать только строго ограниченный круг лиц.

В-третьих, блокчейн предоставляет возможность сократить расходы в управлении документооборотом, с помощью уменьшения штата сотрудников, отвечающих за воплощение данной функции. В целом блокчейн-технологии дадут возможность всерьез оптимизировать издержки корпоративного и государственного управления и обмена информацией.

В-четвертых, технология блокчейн обеспечивает взаимодействие без участия посредников. Это как сокращаяет расходы на использование услуг посредников, так и исключает возможность подделки документов при посредничестве. Блокчейн дает возможность напрямую делиться информацией, достоверность которых проверяет каждый контрагент.

В-пятых, технология блокчейн сократит период проведения операции. На проверку документов, предоставленных в ФАС РФ, отвечающим за это лицом, без внедрения технологии блокчейн уходит 30 дней. Внедрение этой технологии значительно ускорит проверку документов и даст возможность обрабатывать все больше информации.

Однако наравне с абсолютно всеми плюсами технологии блокчейн у ее имеются и недостатки.

Во-первых, это отсутствие необходимого правового обеспечения по формированию электронных документов и архивов. Необходим основательный труд юристов с целью правового сопровождения технологии блокчейн.

Во-вторых, отсутствие повременных экономических анализов, которые понадобятся при установлении доминирующее положение заявителей, а также анализов и оценок состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках. Для составления этих баз данных потребуется колоссальная работа экономистов.

В-третьих, для применения технологии блокчейн нужно обладать мощным и дорогостоящим техническим обеспечением, так как компьютеры, выполняя обработку данных, потребляют большое количество энергии.

Вывод : внедрение технологии блокчейн в деятельность органов государственной власти, в том числе в Федеральную антимонопольную службу на сегодняшний день трудновыполнимая задача, в связи с необходимостью наличия дорогостоящей техники, которая должна быть отлажена и не выдавать сбоев. Вынужденной мерой так же будет организация штата специальных юристов, которые смогут создать правовую базу и совместить её с технологией блокчейн. Один из немаловажных факторов медлительного перехода к таким технологиям – это консервативный разум. Людям необходимо оторваться от того, что они в ручную пересматривают все документы, тратя на это большое количество времени и сил. Данная технология позволит высвободить большое количество рабочих мест, в связи, с чем многие потеряют работу. Но прогресс не стоит на месте, ведь когда – то и ручной труд сменился машинным. Отсюда следует, что внедрение данной технологии очень сложный в реализации процесс, но в то же время очень перспективный. Необходима долгая и кропотливая работа специалистов для разработки безопасной и слаженной системы на базе технологии блокчейн, которую можно будет использовать в органах государственной власти.


Библиографический список
  1. Федеральный закон “Об электроэнергетике” от 26.03.2003 N 35-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (дата обращения 15.06.2018)
  2. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 (ред. от 30.04.2018) “Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности”. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112537/ (дата обращения 17.06.2018)
  3. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 30.12.2017) “О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии” (вместе с “Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии”, “Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии”) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130498/ (дата обращения 17.06.2018)
  4. Приказ ФАС России от 26.06.2012 N 417 (ред. от 23.07.2013) Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по контролю за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136673/ (дата обращения 15.06.2018)
  5. Блокчейн – что это понятным языком» //  URL: http://bestinvestpro.com/blokchejn-chto-eto-ponyatnym-yazykom/ (дата обращения 15.06.2018)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Себенкова Виктория Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация