КРЕАТИВНОСТЬ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Усольцева Валентина Викторовна1, Шейхова Марина Сергеевна2
1Донской государственный аграрный университет, студентка 3 курса Агрономического факультета
2Донской государственный аграрный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры теории экономики, менеджмента и права

Аннотация
В статье проанализированы сущность понятий «творчество» и «креативность». Креативность рассмотрена как потенциальный ресурс развития конкурентоспособности будущих педагогов в системе профессионального образования. Выяснено, что только тот преподаватель высшей школы, который готовит студента к жизни и профессиональной самореализации в стремительно изменяющихся условиях, может воспитать конкурентоспособного специалиста, но для этого он сам должен быть креативным, мыслить вне стереотипов и шаблонов. Доказывается, что креативность является обязательным компонентом конкурентоспособности педагога в системе профессионального образования, поскольку без него человек остается «на обочине», вне конкурентной борьбы.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Усольцева В.В., Шейхова М.С. Креативность, как составляющая часть подготовки конкурентоспособного педагога в системе высшего профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86946 (дата обращения: 10.12.2024).

Современное профессиональное образование характеризуется взаимодействием , личностной, культурологической и компетентностной. Когнитивно-информационная парадигма образования ориентирована на накопление максимального количества знаний, умений и навыков; информационное обеспечение; развитие личности рассматривается как «второстепенный продукт» учебной деятельности. Личностная парадигма ориентирована на восприятие личности как сложной самоорганизованной системы, уникальной и неповторимой; внимание смещается с собственно информационного обеспечения на создание условий для самоопределения и саморазвития личности. Культурологическая парадигма ориентирована на восприятие личностью социальной реальности как одновременного и противоречивого соседства множества тенденций социокультурного развития. [1, с.124]

Цель такой образовательной стратегии – научить человека осуществлять осознанный выбор наиболее близкого ей тенденции, в рамках которой она захочет и сможет конструктивно работать. Компетентностная парадигма основывается на принципе подчинение знаний умениям и практической необходимости, то есть направлена на усиление практической ориентации образования; внимание смещается на подготовку человека компетентной и мобильной, которая не просто имеет определенную сумму знаний, а владеет способами и технологиями их применения.

Как видим, современные образовательные парадигмы, по крайней мере три из них (личностная, культурологическая и компетентностная), стимулируют рождение креатива. [2, с.54]

Креативный подход – обязательное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость деятельности педагога, в связи с чем возникает необходимость подготовки педагогов в системе университетского образования к креативной педагогической деятельности, доминантой которой является умение работать в условиях выбора педагогической позиции, технологии, пособий, содержания и форм обучения.

Креативность – необходимая составляющая профессионального становления и одно из условий самореализации педагога любого профиля, поэтому подготовка креативного педагога – одна из важнейших задач образования. Проблему креативности нельзя назвать малоисследованной. К ней неоднократно обращались зарубежные и отечественные ученые в области психологии и педагогики, и, несмотря на это, креативность осталась загадкой, а сейчас, как метко отмечает С. Михида, «уровень нашего незнания проблемы креативности значительно вырос» [3, с. 214].

Аналитический обзор научной литературы показал, что проблема развития креативной личности нашла отражение в психолого-педагогических исследованиях Б. Ананьева, Т. Барышевой, Д. Богоявленской, А. Выготского, Н. Вишняковой, Н. Кузьминой, Я. Пономарева, и др.

С начала XXI века научные студии, исследовали круг проблем, связанных с феноменом креативности, значительно расширились, в частности: место креативности в структуре творческого потенциала личности исследовали В. Антонова, Г. Белоусова, Л. Булка, Т. Гончарук, и др.; связь креативности с личностными качествами индивида изучали Ф. Баррон, Д. Эрк, А.Грек и др.; влияние креативности на проявление эмоций и поведение изучали Л. Малимон, С. Устименко и др.; параметры креативной образовательной среды анализировали В. Дружинин, А. Коваленко, В. теории и технологии креативного обучения В. Хуторской и др. Это лишь незначительная часть проблем и поисков их решения.

Креативность связана с различными аспектами человеческой личности, поэтому требует дальнейшего изучения. Выделение нерешенных аспектов проблемы. В возрасте 17-18 лет у человека начинают появляться «ростки» креативности, профессионально-педагогической направленности, потребности профессиональной самоактуализации. [4, с.67]

Одна из задач высшей школы – научить студента структурировать эти «ростки», предоставить им организованной формы, ведь без осознания собственной креативности конкурентоспособным в своей профессии не может быть никакой специалист. Цель нашего исследования – определить специфику креативности, рассмотреть ее как потенциальный ресурс развития конкурентоспособности будущих педагогов в области профессионального образования. Прежде всего выясним значение понятий «творчество» и «креативность». Изначально отождествлялись , сейчас же семантически остаются достаточно близкими, но имеют ряд отличий. Обобщив мнения ученых относительно трактовки вышеуказанных понятий (не претендуя на исчерпывающее освещение всех вариантов интерпретации), обозначим их сущность.

Творчество – это деятельность личности, создание чего-то нового (виды творчества: научная, военная, техническая, изобразительная, игровая, управленческая, литературная, учебная, ситуационная, музыкальная, бытовая, коммуникативная). [5, с.456]

Креативность – это способность к продуцированию новых идей; создание нового из того, что уже есть; решение проблем совершенно новым неординарным способом; отказ от стереотипного мышления; гибкость и оригинальность; склонность к анализу и синтезу; способность интуитивно почувствовать правильное направление мысли; умение генерировать большое количество идей. Различия между творчеством и креативностью .

Творчество – это самовыражение, что не ограничивается ни при каких условиях, а креативность – способность решать необычные задачи в жестких условиях и на конкретный заказ. Если мыслить ассоциативно, то творчество – это художник, который пишет картину по зову души, креативность – это художник, который пишет картину определенных размеров, будет выставлена в конкретной раме, определенном месте и заранее известном музее. [6, с.34]

Креативность становится все более востребована в постиндустриальном мире. Она сегодня выходит на первый план (и есть ли не обязательным требованием работодателя к кандидату на вакантную должность) по нескольким причинам. Прежде всего, изменился собственно подход к решению задач. Ранее термина «творческая личность» хватало, поскольку не акцентировалось внимание на конкретных задачах.

Педагог – тоже творческая личность, но он решает конкретные задачи. Это и называют креативностью. Почти все задачи, которые приходится выполнять преподавателю в педагогическом процессе – креативные. К тому же, современное образование старается вписаться в европейское пространство, где правила диктует» постиндустриальная экономика, которая, в свою очередь, ставит много задач, требующих креативного подхода.

Креативность можно развить, применяя соответствующие техники. Как отмечалось выше, она начинает осознаваться личностью и развиваться в возрасте 17-18 лет. В этот возрастной период качества личности неустойчивы и гибкие, а значит, они лучше поддаются внешним влияниям, и их значительно легче изменить в этом возрасте, чем в период зрелости.

Наш мозг сдан и генерировать, и критиковать идеи. Когда эти два процесса происходят одновременно, то мешают друг другу. [6, с.345]

Интересной техникой является «Шесть шляп мышления» Де Боно: когда участники надевают одну шляпу, то фокусируют внимание на информации, фактах и цифрах, второй – выражают эмоции, высказывают интуитивные догадки, третий – высказываются в пользу определенной идеи, четвертый – критически оценивают ситуацию, несмотря на возможные риски, угрозы или мнимые недостатки, пятый – ищут альтернативные решения, шестой – подводят итоги и обсуждают «полезные» идеи. И такие техники исчисляются десятками, однако все предполагают отсутствие (даже запрет!) критики на этапе генерации идей. Уместность такого требования неоспорима, ведь, когда один человек критикует решение другой, формируется негативное ожидание: «Я выскажу идею, а он снова отвергнет. Я буду выглядеть глупо!». Когда люди начинают бояться выглядеть глупо, это идет в ущерб работе, тормозит процесс. [7, с.54]

Креативные техники позволяют организовать коллективное творчество так, чтобы люди не боялись высказывать идеи, даже самые нелепые. Впрочем, как считает большинство успешных людей, нелепых идей практически не бывает. Даже величайшая бессмыслица может подтолкнуть кого-то другого до блестящего решения проблемы или задачи.

Креативная личность интуитивно чувствует, что нужно для решения того или иного задания: добавить одну-единственную деталь или перевернуть все с ног на голову, придумать принципиально новое или разобрать и сложить по-другому то, что стало уже привычным, действовать вопреки стереотипам или взглянуть на статические системы динамически… Все эти умения не появляются ниоткуда. Абрахам Маслоу считал, что креативность от рождения присуща всем, но большинство людей со временем теряет ее под воздействием окружающей (социальной) среды [7]. Следовательно, чтобы молодежь не потеряла, а, наоборот, развила задатки креативности такие техники необходимо как можно чаще применять на занятиях во время обучения в вузе (по нашему мнению, на каждом занятии, по каждой дисциплине, каждым преподавателем).

Сейчас требования к уровню знаний и квалификации педагога становятся более «жесткими». Современный преподаватель высшей школы в процессе своей деятельности должен учитывать и условия социально-экономических изменений. Только педагог, который готовит студента к жизни и профессиональной самореализации в стремительно изменяющихся условиях, может воспитать конкурентоспособного специалиста. Ученые неоднократно пытались определить составляющие конкурентоспособности личности [8, с.185]

Социальная креативность проявляется в социальной сфере и необходима человеку в повседневной жизни. Она формируется, прежде всего, нестабильностью, изменчивостью современного мира. Это фактор и условие развития социализации личности, определяется ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, адаптироваться к изменяющимся условиям социума.

Коммуникативная креативность – это определенная психическая и социальная готовность личности, что дает возможность изменить ситуацию общения, которая сложилась, так, чтобы партнеры по общению смогли бы завершить совместную деятельность, достичь взаимопонимания, уменьшить недоразумения, ликвидировать конфликты. Исследователи выделяют и другие виды креативности – профессиональная, потенциальная, рефлексивная, актуализирована, интеллектуальная, визуальная и др. И любая разновидность креативности личности требует развития в специально созданных условиях, среди которых можно выделить: наличие противоречий, проблемных ситуаций, творческих задач, субъективных предпосылок, новизны и оригинальности процесса или результата, объективной необходимости креативной деятельности, осознание социального и личностного значения и прогрессивности и др. [9, с. 49].

Такие условия, прежде всего, должен обеспечить педагог, если он хочет воспитать конкурентоспособного специалиста любой отрасли на современном рынке труда. Возникает своеобразный замкнутый круг: для того, чтобы подготовить конкурентоспособного специалиста необходимо стимулировать и развивать его креативность, а для того, чтобы это сделать, педагог сам должен креативно мыслить.

Креативным продуктом педагогической деятельности является необычность, новизна, полезность принятых решений, а также продуктивность педагогической деятельности, выражающаяся в оптимальной организации деятельности. Если спросить студентов, у кого они хотят учиться: у пожилого опытного преподавателя, который работает по одной и той же методике несколько десятков лет, в молодого, менее опытного, но креативного, который постоянно совершенствует и сочетает различные методики обучения, то их мнения будут отличаться.

Конечно, каждый из преподавателей имеет свою аудиторию. Но опытный педагог уже будет опасаться потерять авторитет, и, понимая, что количество студентов в аудитории будет зависеть от того, насколько приближенные его занятия к реальной практической жизни, независимо от собственного желания, будет «втянут» в конкурентную борьбу. [10, с.124]

Производя логическое завершение вышесказанного, отметим, что конкуренция в системе образования существует. Для колледжей это: конкуренция в борьбе за абитуриентов, высококвалифицированных преподавателей, финансовые ресурсы, продвижение на международный рынок образования, иностранных студентов и др. Для педагогов – имидж, уважение, престиж имени, как в научных кругах, так и среди студентов и коллег, авторитет учебного заведения, в котором работает, материальный интерес и др. Следовательно, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и постоянно демонстрировать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции, педагогу, в том числе и специалисту в системе профессионального образования, нужно развивать креативность, мыслить вне стереотипов и шаблонов. Считаем, что креативность является обязательным компонентом конкурентоспособности педагога в системе профессионального образования, поскольку без него человек остается «на обочине», вне конкурентной борьбы.


Библиографический список
  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.
  2. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. – М.: Академия, 2007.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
  4. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
  5. Антикризисное управление человеческими ресурсами: учебное пособие / [под. ред. А. Горелова]. – СПб.: Питер, 2010.
  6. Безбородих С. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. мэд. наук: 13.00.04 / Безбородих Светлана Николаевна. – К., 2016.
  7. Букин Д. Конкретная креативность [Электронный ресурс] / Д. Букин. – Режим доступа: http://www.strf.ru/ material.aspx?CatalogId=222&d_no=46861#.WKGtFfCLTMw
  8. Закон «О высшем образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/ show/1556-18
  9. Закон «Об образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/ show/1060-12
  10. Кулик Е. Критерии и уровни формирования творческой активности специалиста высшей школы / А. Кулик // Вестник Черкасского университета. – 2009. – Вып. 146.


Все статьи автора «Усольцева Валентина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: