Образование, согласно Конституции нашей страны, является и правом, и обязанностью каждого гражданина. В России получение основного общего, дошкольного образования в государственных учреждениях образования бесплатно и общедоступно. Данное положение подробно раскрыто в ФЗ Об образовании 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Так же, в соответствии с ФГОС гарантируется бесплатность и общедоступность дошкольного, начального общего образования, именно о них идет речь в моей работе. Право каждого на образование реализуется за счет создания государственными органами федеральной, региональной власти и органами местной власти должных экономических и социальных условий для получения образования, расширения возможностей получения образования и для удовлетворения потребностей человека в образовании в течение всей своей жизни. Действующая модель управления обусловлена особенностями государственного устройства нашей страны – отношениями между федеральной властью и регионами, самостоятельностью управления на местах, за пределами госаппарата. В РФ существуют три ниши управления системой образования: федеральная, региональная, муниципальная. Федеральный и региональный – государственные. [1] С целью сбалансированной работы всех уровней управления образованием в России существует разграничение по компетенции в вопросах образования. Начало этому было положено конституционными нормами, в статьях 71 – 73, 130, 132, 133 Конституции РФ.[2] Их логическим продолжением по разграничению полномочий стали акты: Федеральный закон 6 октября 1999 года № 184-ФЗ Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации;ФЗ № 273-ФЗ; Федеральный закон 6 октября 2003 года № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Законодатель в Законе № 273–ФЗ использует иной подход в регулировании вопросов управления сферой образования.
На законодательном уровне существуютзаконность, демократия, автономия образовательных учреждений,информационная открытость системы, как основополагающие принципы управления.
Правоотношения, формирующие понятие «управление сферой образования» следующие:
1. формирование системы взаимодействующих органов исполнительной власти на всех уровнях, которые осуществляют управление системой образования;
2. проведение стратегического планирования для развития сферы образования;
3. принятие и реализация государственных программ, нацеленных на развитие образования;
4. мониторинг образования;
5. методическое обеспечение, информационное обеспечение деятельности государственных органов всех уровней власти, управляющих сферой образования;
6. регламентация образовательной деятельности со стороны государства;
7.независимая оценка качества, профессиональная аккредитация;
8.подготовка и повышение высоко квалифицированных сотрудников всех уровней государственной власти, управляющих сферой образования, руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений. [4]
К субъектам государственного управления системой образования относятся государственные федеральные и власти субъектов РФ пределах полномочий, в муниципалитетах – соответствующие органы местной власти.
Органы исполнительной власти федерального значения, проводящие государственное управление в данной сфере – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику, правовое регулирование в области образования, федеральный орган исполнительной власти, контролирующий сферу образования, плюсом федеральные государственные органы, заведующие образовательные организации. Министерство образования и науки РФ, координирует деятельность государственных органов всех уровней в сфере образования.
Государственная регламентация образовательной деятельности, устанавливает единые требования к ее проведению, лицензированию, государственной аккредитации, надзору в данной сфере.
Педагогическая экспертиза, проводится в отношении нормативных правовых актов и их проектов по вопросам обучения и воспитания, для выявления негативного воздействия на качество получения знаний по образовательным программам и их освоения учащимися.
Введена независимая оценка качества в системе образования.
Значительно расширено участие общества в управлении образованием: существует общественная аккредитация организаций. [17]
На органы государственной власти РФ на всех уровнях, осуществляющие деятельность в сфере образования, возложена задача обеспечения открытости, доступности информации о системе образования.
С целью информационного обеспечения управления в сфере образования и гос. регламентации образовательной деятельности органы государственной власти РФ и субъектов РФ обязаны создавать, вести государственные информационные системы. Правовой статус органов управления системой образования обозначен Законом № 273-ФЗ, региональными законами об образовании, муниципальными актами, положениями об органах управления системой образования.
Минобрнауки России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет функции по выработке, реализации государственной политики, правовому регулированию системы образования, научно-технической, инновационной деятельности, новыми технологиями, развитием научных центров и городов, в сфере воспитания, опеки несовершеннолетних, социальной поддержки и защиты обучающихся, молодежной политики, оказанию государственных услуг государственным имуществом, научно-технической и инновационной деятельности.
Полномочия данного органа власти в этой системе обширны. Нормативно-правовое регулирование одно из главных. Министерство имеет право на разработку и внесение в Правительство проектов федеральных законов, правовых актов, самостоятельно принимать более 70 подзаконных актов по вопросам в данной сфере и подведомственной министерству службы, регулирующей существование системы образования. Федеральный орган исполнительной власти, контролирующий область образования и науки – Рособрнадзор. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 300 утверждено положение, именно руководствуясь им данный орган выполняет свои полномочия. Основные направленияи его деятельности:
– государственный надзор в области соблюдения законодательства РФ всеми учреждениями образования, исполнительной властью субъектов, осуществляющей управление образованием, осуществление устранения нарушений законодательства в системе образования, путем выдачи предписаний для устранения выявленных нарушений, контроль за устранение нарушений, надзор за соблюдением законодательства образовательными учреждениями в области защиты детей от вредной для их здоровья информации;
– контроль и надзор за качеством и полнотой выполнения органами государственной власти субъектов;
– осуществление лицензирования образовательных организаций, контроль за соблюдением требований, проведение государственной аккредитации образовательных учреждений, перечень которых утвержден Правительством. [24]
Рособрнадзор осуществляет следующие функции:
1. нормотворческие: устанавливает требования к содержанию, формам отчетности, создает методические рекомендации, научно-методическое обеспечение, контролирует качество обучения, устанавливает порядок разработки, использования, хранения контрольных материалов.
2. по отношению к субъектам Российской Федерации:
– контролирует органы государственной власти субъектов по вопросам полномочий, переданных в их ведение в сфере образования, имеет право направлять для исполнения предписания об отмене каких – либо нормативно- правовых актов, о внесении изменений в данные акты;
– контролирует расходование субвенций на выплату единовременных пособий субъектами в области образования, но в рамках своей компетенции;
– анализирует причин выявленных нарушений при осуществлении полномочий в области образования, принимает меры по устранению нарушений;
– предоставляет в Министерство образования и науки ежегодный доклад о деятельности органов государственной власти субъектов в области образования;
Федеральная составляющая системы управления образованием в России – это Президент Российской Федерации (назначает министра) и Правительство Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти – это Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), федеральные ведомственные органы управления образованием. [17]
Региональный уровень, состоит из нескольких органов государственной власти. Органы управления образованием субъектов Российской Федерации весьма разнообразны, они могут существенно различаться по статусу и организационным формам. Органам управления образованием в субъекте может быть министерство образования, департамент образования, главные управления образованием, управления образованием администрации области. Министр – руководитель управления образованием назначается либо освобождается от должности главой субъекта. Именно в законе об образовании субъекта и определяется статус этих органов. На территории соответствующего субъекта данные органы являются единственными специализированными государственные органы, реализующими политику государства в области образования, данный факт является характерной особенностью правового положения региональных органов управления образованием. Данные органы выполняют контролирующую функцию – т.е. следят за исполнением законодательства в сфере образования, реализацией прав учащихся, так же они осуществляют координирующую функцию по вопросам управления государственными учреждениями образования в данном субъекте, разрабатывают региональные программы с учетом региональных особенностей, проводят лицензирование образовательных учреждений. [24]