Человечество вступило в новую фазу информационной революции, когда информация стала ключевым и необходимым элементом существования человечества, информатика – одной из определяющих научных дисциплин, а информационные технологии – движущей силой развития общества, информационные компетенции – необходимым качеством любого специалиста. Поэтому информатика, как научная дисциплина, и ее понятия существенно влияют на уровень подготовки современного специалиста, кроме профессионального владения основами своей специальности, характеризуются следующими умениями:
- компетентно оперировать информационными ресурсами (накапливать, сохранять);
- использовать для этого все возможные технические средства;
- эффективно работать с информацией (находить, преобразовывать, представлять, оформлять в виде, удобном для других);
- систематизировать и анализировать полученную информацию для расширения сферы компетенций.
На современном этапе развития образования непрерывно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть современные специалисты. В наш обиход входят такие понятия, как «информация», «информационные потоки», «информационная среда», «средства массовой информации», «информационные технологии» «информационные компетенции» и др. Информационные процессы, происходящие в обществе, оказываются необходимой составной частью всей социальной жизни людей.
Информация приобретает черты информационного поля, информирующего человека, что позволяет расширить возможности образовательного процесса. Информатизация современного образования как процесс широкого использования информации и знаний обусловлен социально–экономическими условиями развития постиндустриального общества.
Информационная учебная деятельность основана на информационном взаимодействии между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направлена на достижение учебных целей. Она включает следующие виды деятельности: регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах. Передача достаточно больших объёмов информации, представленной в различной форме; интерактивный диалог; управление реальными объектами; управление отображением на экране моделей различных объектов; автоматизированный контроль результатов учебной деятельности; коррекция по результатам контроля; тренировка; тестирование составляют информационный образовательный процесс.
Представим схему образовательного процесса как целенаправленное взаимодействие преподавателя и обучающихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания. В информационной среде соответствием такой схемы представляется процесс восприятия, накопления, обработки и передачи информации. Рассмотрим подробнее указанное соответствие. Информационные процессы можно объединить в три крупных блока: производство информации, передача информации, получение информации.
В образовательном процессе такие блоки – это виды деятельности: обучение; воспитание; развитие. Все вместе представляется нам как информационная среда, окружающая обучающихся и создаваемая специальным образом обучающими, то есть учителями, тьюторами, воспитателями (рис.1).
Информационная среда формируется таким образом, чтобы участник информационного процесса, изучающий содержание физики, имел свободный доступ к информационному обеспечению (справочной литературе, энциклопедии, консультационному центру, разделам по смежным областям знаний, лабораторным, практическим, проектным работам в данной сфере знаний).
Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы повышения качества обучения с использованием информационных технологий. По мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести повышение качества образования путем применения различных подходов с использованием новых информационных технологий и повышение творческого начала в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах.
Информационные технологии – интегральное понятие совокупности технологий поиска, анализа, синтеза, передачи, хранения и утилизации человеческих знаний об окружающем мире, имеющихся на данный исторический период развития человеческой цивилизации, а также технологии генерации новых знаний и технологии коммуникации.
Основные цели информационных технологий: подготовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе, повысить эффективность обучения путём внедрения средств информатизации.
Различают два свойства информационных технологий в образовании: в первом случае – это объект изучения, средствами которого происходит формирование образовательных компетенций, контроля над качеством обучения; во втором – это объект, позволяющий активизировать познавательную деятельность [1].
Таким образом, у педагогики появляются новые дидактические средства, которые ранее не были описаны, изучены и ворвались в педагогическую науку как практический, остро востребованный способ педагогического воздействия и содействия – это средства информационных технологий.
Инфопедагогика – новое научное направление педагогической науки на стыке педагогики и дидактики информационных технологий обучения.
Предметом инфопедагогики является целенаправленный процесс развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования средствами информационных технологий.
Объектом инфопедагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества в условиях 6-го технологического уклада (академик С.Ю.Глазьев).
6-ой технологический уклад – это следующая ступень развития человеческой цивилизации. Характеристики 6-го уклада таковы: нанотехнологии; гелиоэнергетика; ядерные технологии. Наступает после прохождения 5-го уклада: микроэлектроники. Россия, как и другие страны, неизбежно должна пройти стадии всех 6 укладов, что и происходит в настоящее время [2].
Переход экономики России к новой стратегии тесно связан с развитием инновационной деятельности образовательных организаций. Образование является базисом развития экономики. Формирование новых укладов российской экономики определяется инновационной деятельностью образовательных организаций разных уровней: от начального общего образования до высшего профессионального и непрерывного профессионального образования. Действительно, в нормативно–правовых документах на государственном уровне заявлены концепции инновационного развития всех сфер государства.
Профессиональные сообщества предпринимателей и промышленников также высказали своё видение относительно инновационного развития экономики, инновационного развития образования. Наконец Россия приняла международные нормы качества образовательных систем, вступив в Болонский процесс и подписав Болонскую декларацию и Гаагскую конвенцию. Однако проблема состоит в том, что на практике возникают противоречия между декларированными инновационными направлениями развития образования и существующим уровнем качества выпускников образовательных организаций, абитуриентов профессиональных образовательных организаций [3; 4].
Представляется, что назрела необходимость устранения этих противоречий и решения проблем качества российского образования. Одним из решений является новый проект «Московская электронная школа» (далее МЭШ). МЭШ сочетает традиционное образование и новые технологии: электронный дневник и журнал, онлайн библиотека учебников, интерактивные сценарии уроков, виртуальные лаборатории и другие интерактивные средства обучения [5; 6].
Новые технологии будут помогать учителю в основных вопросах образовательного процесса, а также дадут новые возможности для подготовки и проведения уроков. Вторая задача МЭШ сделать школу современной, наполнить её технологиями и решениями, которые для школьников уже стали привычными, а для учителей пока еще нет. Электронная школа сделает работу учителя проще, а уроки насыщеннее и эффективнее. Обширная библиотека электронных материалов и сценариев для упрощения подготовки к урокам и вовлечения учеников в активную работу на уроке. Интерактивные столы вместо обычных парт, планшеты и ноутбуки вместо учебников и тетрадок, электронные дневники и журналы вместо бумажных таким, согласно концепции проекта «Московская электронная школа», должно быть общеобразовательное учреждение XXI века. «Московская электронная школа» (МЭШ) должна стать главным элементом и фундаментом для «Российской электронной школы» (РЭШ) и всей цифровой образовательной среды страны [7].
Однако до сих пор не решены проблемы методического описания дидактических приемов и средств, способов и методов, используемых учителями в процессе применения информационных технологий в обучении и воспитании школьников. Об этом в начале 21 века активно писали ученые–педагоги под руководством академика Е.С. Полат [8]. Её научная школа продолжает исследования новых активных и интерактивных методов, способов, приемов и средств педагогического содействия и воздействия на результаты процессов обучения и воспитания, однако эта работа далека от завершения.
Несомненно, педагогический опыт учителей, использующих информационные технологии, сможет стать практической основой для систематизации, обобщения и аналитических выводов.
Например, в процессе обучения физике в 7 классе эффективно применять приём «продуктивное чтение», выводя на общий экран интерактивной панели МЭШ тексты определений, логические заключения, знаково вербальное описание опытов, описание принципов работы устройств и измерительных приборов. Работая над такими текстами в совместной деятельности, учитель сможет научить школьников выделять ключевые слова – ядро понятия, находить характеристики понятий, отличать их друг от друга, структурировать понятия внутри определения по видам и типам.
Так, например, определение понятия «механическая работа» относится к виду «физические величины», по типу относится к «опосредованным величинам», определяется через измеряемые приборами величины (силу и перемещение), характеризуется действием силы и движением тел, количественно прямо пропорционально зависит от силы и перемещения.
Интерактивная панель МЭШ предоставляет отличную возможность работать над текстом в режиме комментариев, записывая внутри текста заметки на полях, подчеркивая слова, обводя их цветными линиями, записывая буквенные обозначения, выставляя знаки восклицания или вопросов в необходимых местах текста. Таким образом, школьники, проводя вместе с учителем такую работу, смогут научиться продуктивному чтению вплоть до аналитического и критического чтения.
Ниже представлена цитата из текста параграфа.
«В обыденной жизни словом «работа» мы называем всякий полезный труд рабочего, инженера, ученого, учащегося.
Понятие работы в физике несколько иное. Это определенная физическая величина, а значит, её можно измерить. В физике изучают прежде всего механическую работу.» [9; c. 129].
Применяя приёмы критического чтения, мы заметим, что в физике как науке, или в содержании образовательного предмета «физика» изучают не только механическую работу, но и работу электрического и магнитного полей, работу электрического тока, работу газа, работу внешних и внутренних сил. Поэтому корректнее было бы написать «В физике изучают сначала механическую работу.» Учитель смог бы пояснить: «Но бывают и другие виды работ в физике:…».
Также привлекательной представляется работа с интерактивной панелью в 8 классе, когда изучаются электрические цепи. Можно как конструктор собирать из элементов – участков цепей полные замкнутые электрические цепи, изменять их «перетаскиванием элементов», присоединять дополнительные измерительные приборы. Это занятие увлекательно для подростков. Возникающие в такой деятельности трудности связаны с тем, что при работе одного-двух учащихся у доски другие учащиеся малоактивны, не успевают зарисовать цепи, огорчаются и перестают записывать. Здесь очень кстати были бы индивидуальные планшеты, работа с которыми нивелировала бы эти проблемы.
Системно и последовательно записывая, описывая и обобщая опыт работы с интерактивной панелью, учителя разных предметов могли бы создать педагогическую копилку, дидактический банк опыта. Накопленный опыт мог бы стать основанием для педагогических исследований результативности присвоения содержательной информации по предметам и способов учебно–познавательной деятельности. Результаты педагогических исследований в этой области станут фундаментальным основанием нового научного направления в педагогике – инфопедагогики.
Библиографический список
- Симонян Р.Я., Балашова Н.А. Практические основы развития информационных компетенций педагогов (на примере профессиональной деятельности учителей физики). Научно-методическое пособие [Текст] / Н. А. Балашова ; науч. ред. Р. Я. Симонян. – Челябинск : СИМАРС, 2010. – 130 с.
- Глазьев, С.Ю., Харитонов В.В. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике. М., Тровант, 2009.
- Симонян, Р.Я. Методы и подходы управления инновационной деятельностью образовательной организации / Р.Я. Симонян, Е.А. Лясковская // Экономика, управление и инвестиции. – 2015. – № 4(10); url: euii.esrae.ru/3091 (дата обращения: 11.04.2018).
- Симонян, Р.Я. Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью образовательной организации/ Р.Я. Симонян, Е.А. Лясковская // Экономика, управление и инвестиции. – 2015. – № 4(10);url: euii.esrae.ru/3090 (дата обращения: 11.04.2018).
- Ермолаев, Артем. Когда, как и зачем московские школы станут электронными. http://www.cnews.ru/reviews/gov2017/interviews/artem_ermolaev
- Главные вопросы о МЭШ.Https://www.mos.ru/city/projects/mesh/teachers
- Проект «Московская электронная школа» переводит обучение на высокие технологии.- путь доступа Http://www.mk.ru/moscow/2017/04/03/proektmoskovskayaelektronnayashkolaperevoditobuchenienavysokietekhnologii.html
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е.С. , М. Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Полат Е.С. М.: АСАDЕМА,2005. 272с
- Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Перышкин. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.- ISBN 978-5-358-09582-3.