Без присутствия рекламы в современном обществе невозможно активное экономическое развитие государства. В связи с этим, огромное значение приобрел Федеральный Закон «О рекламе» от 13.03.2006 №38–ФЗ, вступивший в силу с 1 июля 2006 года. Основным признаком, характеризующим предмет законодательства о рекламе, является собственно реклама как особого рода информация, присутствующая в регулируемых отношениях[3]. Следует отметить, что в старом законе рекламу определяли, как рекламную информацию, распространяемую в любой форме, с помощью любых средств с целью формирования или поддержания интереса к рекламируемому объекту.
Для этого дано определения «рекламы» (Ст.3). На основании данной нормы выделяют следующие юридические критерии рекламной информации :
1) объект рекламирования;
2) предназначение рекламы неопределенному кругу лиц;
3) факт распространения;
4) коммерческое назначение рекламы – как основной критерий разграничения от любой массовой информации и продукции СМИ – поддержание продвижения товара [1].
Однако только сейчас внесены важнейшие поправки, касающиеся правового регулирования и защиты не только товаров, физических и юридических лиц, но и интеллектуальной собственности (четко определенное в правовом поле понятие в отличие от «идей и начинаний»)[4].
Основной проблемой рекламного законодательство является не отрегулированность рекламы в интернете. Ее недостатками являются:
1) ограниченность аудитории только пользователями Интернета, часть из которых является школьниками или студентами, мало интересующимися рекламируемыми товарами;
2) необходимость дополнительной рекламы, т. е. ссылок на сайты, содержащие более подробную информацию, чем, например, баннеры.
В ближайшем будущем размещение рекламы в сети Интернет будет только развиваться. Очевидны количественные и качественные достоинства которые превосходят недостатки, поэтому закономерны прогнозы дальнейшего развития виртуальных рекламных продуктов. Однако в России до сих пор нет никакой законодательной базы, регламентирующей данные правоотношения. Основным вопросом при этом является разработка и принятие законопроекта, защищающего интересы пользователей сети от так называемого «почтового мусора», т.е. спама.
В России разработано несколько законопроектов, касающихся регулирования отношений в сети, тем не менее, до сих пор ни один из них не принят. При решении данной задачи необходимо обратиться к опыту ведущих стран, уже успешно преодолевших проблемы, возникающие при использовании глобальной сети[5].
Другой интересный вопрос касается авторских прав на рекламу. В ст.4 ФЗ (от 18.07.1995 №108-ФЗ) «О рекламе» устанавливалось, что «реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. В этом случае авторские права и смежные права подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации». Однако в новом ФЗ «О рекламе» данной статьи нет. В п.11ст.5, закрепляющей общие требования к рекламе, указано следующее «при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах». Возникает вопрос, а сама реклама по-прежнему является объектом авторских прав? Это представляется не совсем ясным. Если учитывать, что данная формулировка содержится в части требований к рекламе, то скорее это в рекламной деятельности должны соблюдаться авторские права.
Таким образом, на сегодняшний день, остается ещё большое количество актуальных неразрешенных вопросов. На мой взгляд, прежде всего, необходимо:
• пересмотреть понятийный аппарат правового института рекламы, возможно, изменить некоторые положения в новом ФЗ «О рекламе» с учетом уменьшения их оценочного характера. Возможен и другой вариант, когда непосредственно орган, отвечающий за регулирование правоотношений в сфере рекламы, издает нормативно- правовые акты, целью которых будет уменьшение расплывчатости формулировок ФЗ «О рекламе»;
• признать рекламу в качестве объекта авторских прав;
• устранить вышеуказанные логические противоречия в самом законе;
• определить особенности правового регулирования рекламы в сети Интернет и других сферах ее распространения[6].
Экономический эффект от внедрения предложенных рекомендаций будет выражаться в снижении числа правонарушений в области рекламы, сокращении числа проверок. С другой стороны, на первоначальном этапе, уточнение понятийного аппарата правового института рекламы может привести к приросту объемов штрафных санкций в отношении уже размещенной рекламы, не отвечающей новым требованиям законодательства.
Признание рекламы в качестве объекта авторских прав повалит повысить собираемость федеральных налогов за счет проведения юридических процедур – регистрации авторских прав и оплаты государственных пошлин в федеральный бюджет.
Повышение эффективности правового регулирования в сети Интернет за счет регулирования деятельности официальных рекламных агентств и отслеживание всех размещаемых РИМ позволит усилить контроль за информацией в сети. Для работы с интернет-рекламными компаниями необходимо ввести дополнительную штатную единицу программиста, который будет отслеживать противоправные действия. Уведомлять о появлении незаконной рекламы ил рекламы, нарушающей закон «О рекламе» инспекторов УФАС [2]. Штрафы за нарушения уплачивают провайдеры. Данное мероприятие также позволит повысить ответственность провайдеров.
Рассчитаем возможный экономический эффект от внедрения мероприятий в таблице 8:
Таблица 8 – Экономический эффект от внедрения мероприятий
Мероприятие | Источники поступлений | Источники расходов | Экономический эффект | ||
Пересмотр понятийного аппарата правового института рекламы. Устранить противоречия в законе О рекламе | Штрафные санкции за нарушение новых требований закона | 20 000 тыс. руб. | Рассмотрение поправок и внесение поправок в закон | 1 000 тыс. руб. | 19 000 тыс. руб. |
Признать рекламу в качестве объекта авторских прав | Регистрация авторских прав, оплата государственных пошлин | 5 000 тыс. руб. | 5 000 тыс. руб. | ||
Определить особенности правового регулирования рекламы в сети Интернет | Санкции за нарушение закона О рекламе в сети | 15 000 тыс. руб. | Наем дополнительного штатного сотрудника – программиста | 960 тыс. руб./год | 14 040 тыс. руб. |
Общий экономический эффект, тыс. руб. | 38 040 |
Социальный эффект будет выражаться:
- в снижении социальной напряженности и жалоб пользователей, связанных с включением недобросовестной и навязчивой рекламы, жалоб, связанных с нарушением их прав и авторских прав владельцев торговых брендов;
- снижении числа правонарушений законодательства «О рекламе»;
- снижении числа проверок контрольных органов.
Библиографический список
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе” [Текст]
- Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508) [Текст]
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mybiblioteka.su/1-34098.html
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ramu.ru/ramu-program.php
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raso.ru/about.php
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/publication/na-strazhe-poryadka-itogi-raboty-fas-v-2014-godu-17738.html