Важнейшими факторами вложений в человека представители концепции человеческого капитала считают образование, подготовку на производстве, медицинское обслуживание, поиск информации о ценах и доходах, рождение и воспитание детей. Образование и подготовка на производстве позволяют повысить уровень знаний человека, т.е. увеличивают объем человеческого капитала; охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок его службы; миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. повышают цену за услуги человеческого капитала; рождение и уход за детьми производят человеческий капитал в следующем поколении.
Профессиональное развитие — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
В современных условиях научно-технический прогресс и институциональные изменения в обществе значительно ускоряют процессы устаревания профессиональных знаний и навыков.
Рост значения профессионального обучения для организации и расширение потребностей в нем привели к тому, что производственное объединение ставит перед собой задачу постоянного обновления знаний и навыков своих сотрудников. Профессиональное обучение стало одной из основных функций управления персоналом, а затраты на обучение и развитие персонала — важнейшей статьей расходов.
Понятие «профессиональное развитие» значительно шире, чем «профессиональное обучение», так как ориентируется на решение не только текущих, но и перспективных задач. Тем не менее, в реальной жизни различие между ними может быть чисто условным, поскольку и профессиональное обучение, и развитие служат одной цели – подготовке персонала к успешному выполнению стоящих перед организацией задач [2, 234].
- обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт;
- повышение квалификации, профессиональных знаний и навыков в связи с распространением научно-технического прогресса;
- обучение в школе управления и руководства, которое дает необходимые познания и подготовку при поступлении на руководящую должность и формирует карьеру руководителя;
- переквалификация, дающая второе образование, под которой понимается любая профессиональная переориентация, что дает возможность работникам освоить новую специальность.
Мероприятия по профессиональному развитию персонала осуществляются в форматах:
- семинары, деловые игры и тренинги для специалистов;
- курсы повышения квалификации;
- курсы иностранного языка и т.д.
В последние годы возникли специальные методы и системы управления профессиональным развитием: управление профессиональным обучением, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры.
На территории промышленного предприятия разместился новый учебный центр, где имеются участки:
-
электромонтажный,
-
сварочный,
-
токарный,
-
фрезерный,
-
слесарный,
-
участок станков с программным управлением.
Учебный цех располагает: сорок одной единицей металлорежущего оборудования, шестью светомонтажными столами, тремя сварочными аппаратами, девятью слесарными верстаками. Ученические рабочие места оборудованы всем необходимым для качественной подготовки и переподготовки рабочих кадров. Для проведения теоретических занятий имеется шесть учебных аудиторий.
На предприятии существует специальный отдел профессионального развития, возглавляемый руководителем в ранге директора, что говорит о важности вопросов профессионального роста работников для организации. Цели профессионального развития включаются в личные планы работников.
На профессиональное развитие своих сотрудников производственное объединения выделяет значительные средства — от 2 до 10% фонда заработной платы. Такие затраты представляют собой капиталовложения организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения эффективности деятельности.
Приобретая новые навыки и знания, работники, прошедшие обучение, становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и за ее пределами.
Профессиональное обучение способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. В итоге оно способствует росту человеческого и социального капитала страны.
Для эффективного управления профессиональным развитием крайне важно определение потребностей организации в расширении профессионального словаря работников. Здесь необходимо выявить несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которым должен обладать персонал организации для реализации ее целей и знаниями, навыками, которыми он обладает фактически.
Для расчета показателей, характеризующих систему профессионального обучения в дочерних обществах производственного объединения на основании данных финансовой отчетности, используем формулы:
1) Доля сотрудников объединения, прошедших профессиональное обучение в течение года
Др= Роб/P*100,
где Роб – работники, прошедшие профессиональное обучение;
Р
– численность производственного персонала.
2) Доля издержек на профессиональное обучение в объеме реализации:
Дз= Зоб/О*100,
где Зоб – издержки на обучение;
О –
объем реализации продукции.
Рис. 1. Количество сотрудников, прошедших профессиональное обучение в % к общему числу персонала объединения.
Диаграмма показывает, что доля сотрудников компании прошедших профессиональное обучение, растет в диапазоне от 4 до 6% по сравнению с количеством персонала в целом.
Руководство производственного объединения убеждено, что капиталовложения в профессиональное развитие персонала непосредственно влияют на финансовые результаты деятельности компании, а также способствуют улучшению психологического климата в среде работающих. Поэтому мы видим: представленные дочерние общества производственного объединения из года в год увеличивают затраты на развитие персонала.
Рис.2. Издержки на профессиональное обучение в % от объема реализации за 2015-2017 годы.
Библиографический список
- Бараненко, С.П. Экономика и социология труда: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / С.П. Бараненко. – М.: Рос. Акад. предпр., 2015.
- Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс :учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – Москва : Изд–во МГУ, 2016. –234 c.
- Савельев, И.В. Экономика труда / И.В. Савельев. – М.: КноРус, 2015.
- Щербина В.В. Филонович Р.С. Менеджмент в сфере управления человеческими ресурсами: содержание деятельности и проблемы развития // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 8. – 2014. – № 1.