На данный момент, контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Федеральная антимонопольная служба – федеральный орган исполнительной власти, главными функциями которого, является контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Согласно Регламенту, предметом государственного контроля является соответствие антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию хозяйствующих субъектов.
Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ « О защите конкуренции». Текущий контроль за соблюдением и исполнение государственной функции должностными лицами ФАС в рамках установленной компетенции. Формой контроля за соблюдением и исполнением государственной функции должностными лицами ФАС является осуществление плановых и внеплановых проверок. Целью этих проверок так же является своевременность рассмотрения заявлений, обоснованность и законность принятия решений.
Для полноты и качества исполнения государственной функции внеплановые проверки, проводятся структурными подразделениями Федеральной антимонопольной службой России на основании поступивших жалоб на действия (бездействия) территориальных органов. Плановые проверки проводятся в рамках комплексных проверок территориальных органов, осуществляемых в соответствии с приказами ФАС России, на основании годовых планов работ[2].
За решения и действия (бездействия) принимаемых ими в ходе государственной функции, должностные лица несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность по основаниям и в порядке, установленным законодательством РФ.
Механизм государственного контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов предусматривает две процедуры:
- Рассмотрение заявления предоставляемых хозяйствующими субъектами о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства.
- Направление финансовыми организациями в антимонопольную службу уведомлений обо всех соглашениях, достигнутых с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и с другими организациями.
Исполнение ФАС России государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов происходит таким образом:
- Готовится заявление о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства и прилагаемых к нему документов и сведений.
- Происходит прием, регистрация и назначение ответственного исполнителя.
- Далее идет проверка полноты представленных документов и сведений, если документы не соответствуют, то направляется запрос недостающих документов сведений, если документы не представлены, то происходит досрочное завершение процедуры. А если документы представили, то заново начинается проверка.
- Так как документы соответствуют, начинается рассмотрение документов заявителя о продлении срока рассмотрения, то пишется письмо заявителю о продлении срока рассмотрения заявление с указанием причин продления.
- Если есть необходимость увеличить срок рассмотрения, то пишется письмо заявителю о продлении срока рассмотрения заявления с указанием причин продления.
- Если нет необходимости увеличить срок, то следующим этапом идет проверка проекта соглашения. Если проект соответствует требованиям антимонопольного законодательства и соглашение может привести к ограничению конкуренции, то идет подготовка решения о соответствии проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства и выдача предписания, направленного на обеспечения конкуренции. Если соглашение не может привести к ограничению конкуренции происходит подготовка проекта решении о соответствии проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства.
Эффективность деятельности Федеральной монопольной службы можно повысить с помощью внедрения технологии блокчейн.
Блокчейн – цепочка блоков информации, управляемой на основе децентрализации, а так же математических и криптографических законов. Она представляет собой базы данных, которая отражает хозяйствующую жизнь субъектов. Особенностью использования блокчейна при заключении соглашений между хозяйствующими субъектами является то, что вся информация о данных соглашениях будет проверятся всеми участника платформы, посредством криптографии и математических алгоритмов.
Смарт-контракт – математический алгоритм, являющийся производным по отношению к распределенным реестрам (блокчейн) механизмом, который лежит в основе обработки больших объемов данных. Математический алгоритм является частью распределительного реестра, для выполнения данных операций человек не нужен. Применение данной технологии позволяет обрабатывать и проверять большие объемы структурированной и неструктурированной информации ручная обработка, которой заняла бы большое количество времени. Организации, которые используют в своей хозяйственной деятельности смарт-контракты, имеют значительные конкурентные преимущества[5].
При взаимодействии двух хозяйствующих субъектов, использующие в основе своей деятельности блокчейн-платформу могут быть организацией любой направленности, так как механизмы смарт-контракта и блокчейна могут распространятся на сферу совершения любых операций. Взаимодействие между хозяйствующими субъектами начинается с того что, одна из сторон программирует смарт-контракт. Контрагент совершает факторную операцию, результаты которой вносит в цепь блоков распределенного реестра, после чего запускается смарт-контракт. Математический алгоритм обращается к базе данных и проверяет факторную операцию по требованиям смарт-контракта. Для хозяйствующих субъектов важно то, что смарт-контракты могут автоматически выполняют функцию целых отделов и подразделений фирмы. Смарт-контракт позволит отказаться от деятельности юристов, аналитиков, финансистов и секретарей, которые оформляли классический контракт. Для заключение сделки необходимо будет предоставить требования и условия, для того чтобы вписать их в смарт-контракт. После этого одна сторона проверяет соответствие заложенным требованиям и автоматически перечисляет деньги на счет отправителя.
После внедрения механизма смарт-контракта деятельность организаций может анализироваться и оцениваться автоматически. Смарт-контракты повышают конкурентоспособность хозяйствующих субъектов благодаря сокращению административных издержек, расходов по оплате труда юристам, финансистам, секретарям и аналитикам, а так же снижает риски неуплаты со стороны заказчика или поставки некачественного сырья со стороны поставщика в ходе заключении сделки по поставке товара. Так как математические алгоритмы лежат во главе, то смарт-контракт нельзя не исполнить или исполнить ненадлежащим образом.
Таким образом, ФАС выполняет множество функций, и ставит для себя определенные цели, одной из таких функций является благоприятная конкурентная среда и контроль в сферах деятельности хозяйствующих субъектов. В результате анализа использования хозяйствующими субъектами смарт-контрактов и оценки его результата можно сделать вывод о том, что данный механизм положительно влияет на конкурентоспособность любого хозяйствующего субъекта, поскольку сокращение расходов повышает потенциал и устойчивость организации. Использования технологии блокчейн все шире применяется в различных сферах деятельности.
Библиографический список
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 г. № 343 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству Российской Федерации ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов»
- Технология блокчейн: то, что движет финансовой революцией сегодня // Д. Тапскотт. – М.: ООО Издательство «Эксмо», 2017. – с. 448
- Блокчейн: уровень и перспективы развития // BIT-новости. URL: https://bitnovosti.com/2017/03/18/blockchain-state-of-the-art-and-prospective/comment-page-1/ (дата обращения: 20.05.2018)
- Порядок использования технологий блокчейн и смарт-контракт в ходе взаимодействия хозяйствующих субъектов // Молодой ученый. – 2017 – URL: https://moluch.ru/archive/156/44161/ (дата обращения: 18.05.2018.)