В условиях активно происходящих изменений социокультурной жизни России, обозначившиеся попытки экономического, политического и военного давления на страну из вне позволяют обратить более пристальный взгляд на качество учебно-воспитательного процесса в высших военных учебных заведениях, призванных готовить офицеров с высокими профессиональными и личностными характеристиками. При этом мы полагаем, что в качестве одного из ведущих условий приближения к такому результату является актуализация потребности к непрерывному профессиональному росту и повышению общего профессионального мастерства преподавателей, которые, по нашему мнению, были и остаются стержневым элементом любой педагогической системы.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы методической компетентности преподавателей военного вуза. Здесь следует акцентировать внимание на противоречии между: спецификой собственно педагогической деятельности с характерной для нее постоянной изменчивостью педагогических ситуаций, которая не позволяет педагогам в течение долгого времени использовать в своей практике какую-либо одну раз и навсегда усвоенную систему действий, и необходимостью соотношения определенного алгоритма действий и творчества педагогов, которые составляют сущность педагогической деятельности любой образовательной системы.
Очевидно, что в ситуации многообразия педагогических систем и практик, каждая из них содержит общие закономерности их функционирования. По мнению известного методолога Ю.К. Бабанского, «существует диалектическая связь между нормативом и творчеством в педагогическом труде, которые отнюдь не исключают друг друга, а взаимно предполагают, взаимно обогащают и, по существу, не могут обходиться друг без друга» [1].
В итоге, мы полагаем возможным согласиться с противоречиями практики военного образования в контексте рассматриваемой проблемы, выделенными в исследовании А.В. Дудоладова. Это противоречия между:
- «потребностью в квалифицированных преподавателях и отсутствием образовательных организаций, в которых происходит целенаправленная профессиональная подготовка преподавателей для военных учебных заведений»;
- требованием к повышению уровня педагогической культуры профессорско-преподавательского состава и слабым знанием педагогами традиций ведомства и учебного заведения» [3].
Учитывая все выше сказанное, считаем возможным заключить, что актуальность разработки проблемного поля вопросов, связанных с методической компетентностью преподавателей военных вузов, представляет актуальную задачу в практике педагогической деятельности по подготовке квалифицированных офицерских кадров преподавателями военных вузов.
Проведенный анализ научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме дает основание утверждать, что проблематика методической компетентности преподавателей в целом рассматривается как:
- составляющая профессиональной компетентности педагогов (А.Г. Асмолов, Р. Х. Гильмеева и др.);
- структурный элемент педагогической культуры (И.Ф, Исаев, О.Е. Лебедев и др.);
- методическое мышление (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.);
- методическая рефлексия (О.С. Анисимов, Н.Ю. Посталюк и др.).
Однако проблема целостного анализа методической компетентности преподавателей военного вуза в контексте педагогической деятельности так и не получили специального освещения в педагогической науке. Ситуацию также осложняет известная плюрализация точек зрения и мнений на содержательные и структурные аспекты близких по смыслу категорий «методическая компетентность преподавателя», «профессионально-методическая компетенция преподавателя», «профессионально-методическое мастерство преподавателя» и пр.
Анализ исследований по данной проблеме позволяет заключить, что методическая компетентность педагога:
- представляет собой один из видов профессиональной компетентности педагога [2];
- проявляется в методической деятельности педагога как одном из видов профессиональной педагогической деятельности [4];
- выражает единство его теоретической и практической готовности к эффективному осуществлению обучения и воспитания учащихся [6];
- «основывается на совокупности психолого-педагогических, методических и предметных знаний, умений, навыков, опыта, мотивации и личностных качеств, необходимых для качественного выполнения учебно-методической деятельности» [5].
Таким образом, считаем, что «методическую компетентность преподавателя военного вуза можно определить как интегративное качество личности педагога, выражающееся в социально-педагогических потребностях, способности эффективно воздействовать на курсантов на основе владения совокупностью психолого-педагогических и предметных знаний, умений, навыков, а также развития профессиональных качеств» [6].
При этом важным является, что методическая компетентность педагога военного вуза предполагает обязательно наличие и совершенствование собственно педагогических умений:
- проектировочных (планирование и формулирование целей и задач обучения с учетом специфики военного образования и эффективной подготовки офицерского состава, а также коррекция педагогической деятельности с учетом реакции курсантов военных вузов);
- оценочных (способность к анализу собственной педагогической деятельности и учебной деятельности курсантов, самооценка соответствия достигнутых и запланированных целей и результатов);
- регулятивных (способность к оперативному вмешательству и реагированию на изменяющиеся педагогические ситуации и принятию актуальных и своевременных педагогических решений);
- коммуникативные (способность к эффективному и продуктивному общению и изложению учебного материала в соответствии с содержанием учебного занятия; умение предвидеть и конструктивно разрешать проблемы вопросы);
- конструктивные (способность выделять ключевые понятия и выявлять в них закономерности; умение планировать логические переходы от одного этапа учебного занятий к другому; располагать теоретический материал от простого к сложному; умение делать выводы по данной теме с учетом перехода к последующей);
- использование ТСО и ИТ (способность разрабатывать планы учебных занятий с использованием ТСО и подбирать программное обеспечение и задания для индивидуальной работы курсантов, позволяющий развивать профессиональные способности с учетом удовлетворения познавательных потребностей курсантов).
Библиографический список
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Алетейя, 2010.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога // Педагогика. 2012. № 10.
- Дудоладов А.В. К вопросу о военно-профессиональной подготовке педагогических кадров для высших военно-учебных заведений // Армия и общество. 209. № 1(9).
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
- Шмелева Е.А. Продуктивность и инновационность в профессиональной подготовке учителя // Научный поиск. 2011. № 1.